«I Am Free» - так называлась одна из более поздних композиций группы «The Who». Символичное название. Свобода – это кредо знаменитого английского ансамбля, по полярности и значению считавшегося третьим после «Beatles» и «Rolling Stones» в рок-градации 60-ых годов прошлого века. Конечно, пика творчества и славы «The Who» достигли лишь в конце 60-ых во многом благодаря рок-опере Tommy. Но представляемый альбом как раз важен тем, что впервые в популярной музыке была создана рок-опера. Правда, она длилась только около 10 минут, завершая этот, всего лишь второй альбом группы, но самим фактом своего рождения она заставляет поставить всю пластинку на выдающееся место.
Весь остальной материал альбома состоит из свободной, я бы даже сказал, местами отвязной игре в современные ему разновидности стилей. На "A Quick One" музыканты показали и боевой рок-дух, и то, как вольно и вдохновенно можно работать с разными как музыкальными, так и содержательными идеями. Расширили границы «приличия» студийного исполнения, не стесняясь откровенной, прямо-таки вызывающей разболтанности в отдельных вещах.
Совершенно бесшабашная энергичная Run, Run, Run открывает альбом. Дурашливая, шутливая Boris The Spider, написанная басистом «The Who» Джоном Энтвистлом, его продолжает. Далее выпрыгивает, как чёрт из табакерки, мэйнстримовская, битовая, с изящной барокко-вставкой I Need You, авторства из ряда вон выходящего барабанщика Кита Муна. Потом - простецкая, но бодрая до бравурности Whiskey Man опять от Энтвистла. Затем в мозаичную картину диска вставляется мотаунский соул-хит известных песнеписцев Холландов - кстати, единственно заимствованная композиция альбома - Heat Wave. Завершает первую сторону совсем уж издевательская, развязная Cobwebs And Strange от главного чудака группы Кита.
Вторая сторона начинается ритмичным «пустячком» Don’t Look Away, явно подслушанным подобием некоторых ранних сочинений Биттлз. За ним следует See My Way – это уже типичное произведение «The Who» – явно взлётная над всеми предыдущими песнями альбома (сочинение вокалиста Роджера Долтри).
А вот дальше – ещё выше. Тут мы доходим до So Sad About You, которую нельзя не отметить отдельно. Как утверждает авторитетный сайт AllMusic, «сотни групп построили свою карьеру на подражании этой песне», с её мощным звоном гитар, вокальными гармониями и грохотом барабанов. Этот опус «The Who» стал предтечей такого популярного стиля, как пауэр-поп. (Вот только свойственной только этим британским классикам ярко выраженной высоты духа данной композиции у их последователей вряд можно услышать.)
Сама мини-рок-опера A Quick One состоит из шести разноплановых частей, «арий», связанных одной историей. Впрочем, сам этот рассказ не столь значителен, чтобы его пересказывать, но факт есть факт – именно вольные, вдохновенные эксперименты лидера группы Пита Тауншенда и его команды привели к открытию нового жанра в поп-музыке.
И уже в этой сложной по структуре композиции стал намечаться выдающийся талант Пита, как композитора. Его неповторимый стиль написания песен потом принёс ему и его банде огромный успех и признание. Необычайная для поп-музыки возвышенность, мощь звука и при этом чрезвычайная мелодичность, причём сами мелодии не отличались простотой, а наоборот, имели своеобразные хитросплетения, нестандартные продолжения и выходы, содержали контрастные вставки (самый яркий пример тому – следующий альбом группы The Who Sell Out и знаменитая рок-опера Tommy). И, при всём этом сумасшедшем наборе качеств музыки Тауншенда, при её прослушивании кажется, что писал он её «лёгкой рукой», не прикладывая значительных усилий.
Слушайте и повинуйтесь наслаждайтесь!