Нарратив
Один из наиболее распространенных нарративов в детской литературе начинается с ухода главного героя из дома в приключение и заканчивается его возвращением домой . Дом ассоциируется с безопасностью и чувством защищенности. Он расположен в знакомом, частном пространстве, в отличие от общественных или полуобщественных пространств, в которых происходят различные приключения.
Исследовались письменные и визуальные конструкции характеров и социальных отношений в привязке к месту, уделяя особое внимание вышеупомянутому нарративу в подборке современных шведскоязычных иллюстраций, опубликованных в Швеции и Финляндии в период 2006-2014 годов. Что характеризует взаимодействие места и общественных отношений в этих работах? Как представление места формирует представление о характерах и общественных отношениях, и наоборот? Каким образом согласовывается и пересматривается базовая схема возвращения домой?
Фотоальбом
Фотоальбомы 2000-х годов, как правило, все больше стирают традиционные границы между детьми и взрослыми. Сандра Беккет утверждает, что современные фотоальбомы "играют существенную роль в явлении кроссовера", часто затрагивая "взрослые", темные и болезненные темы, особенно в скандинавских странах.
Кроме того, эти работы также имеют тенденцию насмехаться над традиционными формами детского повествования, используя такие литературные особенности, как полифокализация, ирония и сложное взаимодействие визуальных и словесных аспектов. Как будет продемонстрировано ниже, выбор иллюстрированных книг, проанализированных в этой главе, использует и перерабатывает основную модель домашнего приключения-дома.
Материал исследователя состоит из трех шведскоязычных иллюстрированных книг 2000-х годов, в которых рассматриваются аспекты совместного проживания, хотя и не в одном доме или семье. Все три названия посвящены отношениям в семье и обществе, хотя и с несколько иной точки зрения и по-разному. Рассматриваются следующие конкретные титулы: Миля их бабушка, Соня, Борис ихювен и Тилли сом тродде.
Вопросы
В этих работах рассматриваются вопросы, которые упоминаются в современной теории поздней культуры, такие как индивидуализм, социальная изоляция и акцент на безопасность. В трех названиях исследуются возможности совместного проживания в разных местах: ряд террасных домов, кемпинг, многоквартирный дом и его окрестности. Изображенные персонажи и их социальные отношения переплетаются с письменными и визуальными пространственными элементами, хотя пространственные аспекты общественных отношений тематизируются даже на нарративном уровне.
Сходство как тем, так и повествовательных структур делает его продуктивным литературным корпусом для изучения с точки зрения изложенной выше точки зрения. В 2000-е годы, и особенно в последние пять лет, было выпущено несколько иллюстрированных книг на тему соседей, часто посвященных различным видам окружающей среды, условиям жизни и семейным созвездиям. Эту тенденцию следует рассматривать на фоне растущего стремления к более инклюзивной и социально активной детской литературе, рассматривающей социальные отношения и разнообразие с различных сторон и точек зрения .
Milja och grannarna
Milja och grannarna начинается с изображения внутреннего видения главной героини о том, каково это - жить в доме на террасе, в отличие от собственного опыта. Сюжет в "Соня, Борис и вор" расставлен в полуобщественном месте, во временной общине, а "Тилли, который думал, что..." изображает людей, живущих в одном жилом доме или в одном случае снаружи на улице. Все вместе эти книги изучают искусство жить вместе в одном месте, бок о бок, хотя и не под одной крышей или в одной семье. Рассматривая презентацию с пространственной точки зрения, исследователь намеревается пролить свет на то, как презентации места также формируют представления о характере и социальных отношениях, и наоборот.
В анализе учёный в первую очередь опирается на теории пространства и места Дорин Масси, особенно на ее концепцию метательной общности. По мнению Масси, космос должен быть открытым, множественным, а также перформативным или сложным . Это понятие не отличается от общепринятых пространственных теорий Анри Лефевра .
В то время как Лефевр намеревается разоблачить производство пространства в позднем капитализме на универсальной основе, Массея вместо этого фокусируется на определенных процессах, добавляя другие параметры, кроме класса, такие как пол и этническая принадлежность. Своей концепцией сплоченности, она стремится осветить места как события, "неизбежная проблема ведения переговоров здесь и сейчас , которые должны состояться внутри и между людьми и нелюдьми".
Место
Место или, как в данном случае, письменная и визуальная презентация места в фотоальбоме, следовательно, рассматривается как событие, представление, происходящее в определенном контексте.
Это означает, что, хотя сюжет и символы заданы в определенных местах, пространственное представление не может быть понято отдельно, а только по отношению к другим параметрам.
После Масси исследователь не приложил особых усилий, чтобы отличить "пространство" от "места", используя оба термина более или менее синонимично. Однако место часто используется в более широком смысле. Вслед за Лефевром и Массеем пространство рассматривается не как пустой сосуд, а как нечто, что люди делают исходя из специфических дискурсивных предпосылок.
Место не имеет внутренней реальности, но, по словам Лефевра, создается и, к рассуждениям Массея на эту тему, также учитывается в его специфических проявлениях во времени и пространстве . Что делает Масси особенно актуальной для нынешних целей?
Так это ее акцент на связи между местом и общественными отношениями. Кроме того, она сосредоточена на различных властных отношениях и одной из первых применила межсекторальные подходы. Это также соответствует целям и средствам, изложенным в настоящей главе.
Анализ
Анализируя иллюстрированные книги, текущая теоретическая отправная точка состоит в том, чтобы рассматривать место как иконотекстовое представление. Понятие иконописи было придумано Кристин Хальберг в 1982 году и относится к взаимодействию между вербальными и визуальными аспектами .
Основной целью исследования является изучение того, как места и общественные отношения представлены в письменной форме, а также визуально в выбранных книжках-картинках. Отправная точка пространственной теории переплетается с желанием исследовать представление об общественных отношениях, чтобы пролить свет как на препятствия, так и на возможности воображения и организации общественных отношений в целом.
Как говорит Масси: "Политическое следствие этого заключается в том, что подлинная, основательная пространственная пространственная ориентация социальной теории и политического мышления может заставить воображение более полно осознать одновременное сосуществование с другими людьми с их собственными траекториями и рассказать о них".