Найти тему
Роман Апрелев

Индустриальная Британия начала 30-х

Роберт Флаэрти прославился как мастер немого кино. Он снимал страноведческие документальные ленты. Но и с приходом звука он не сбавил оборотов. Сегодня поговорим о его работе 1931 года “Индустриальная Британия”.

Кадр из "Индустриальной Британии"
Кадр из "Индустриальной Британии"

В творчестве автора можно выделить две темы: человек, близкий природе, и технический прогресс стран Запада. Эти противоположные вещи Флаэрти словно завораживали. Он с одинаковым интересом фиксирует архаические способы охоты туземцев и шумящие механизмы промышленных городов.

Кадр из "Индустриальной Британии"
Кадр из "Индустриальной Британии"

Великобритания предстает в заводских дымах. Как и в более раннем произведении о Манхэттене, так Флаэрти показывает кипение жизни. Но во время съемок в США он сосредоточился на неодушевленных объектах. В Англии же режиссер показывает крупные планы трудящихся людей. Такой фильм вполне мог бы выйти и в СССР. Единственное (но значимое) отличие - это отсутствие пропаганды, никаких ссылок на Ленина и Сталина. Просто перед нами проходит галерея оживленных портретов представителей разных профессий: гончар, кочегар, стеклодув, сталевар.

Кадр из "Индустриальной Британии"
Кадр из "Индустриальной Британии"

Звук сделал действие еще динамичнее, чем прежде. Раньше люди читали текстовые вставки, а теперь они, не отрываясь, смотрят движущиеся картинки, а всю информацию им озвучивает закадровый голос. Слов еще не очень много, главным остается изображение.

Кадр из "Индустриальной Британии"
Кадр из "Индустриальной Британии"

Но настоящего интереса к человеку пока не чувствуется. Документалистике (кстати, не только кинематографической, но и газетно-журнальной) еще предстоит пройти долгий путь от исключительно авторского видения, до многоголосия, когда помимо диктора за кадром слово получат и герои сюжетов.