Вот уже больше двадцати лет назад было принято антикоррупционное положение. Оно являлось логичным следствием повсеместного внедрением виртуального обучения, которое исключало малейшую возможность дачи взятки. Собственно, кому ее было давать? Компьютеру, виртуальному учителю?
Компания поставщик оборудования и программного обеспечения, которой выступал Департамент Виртуального Обучения, гарантировала отстуствие коррупции с одной стороны надежным алгоритмом и встроеной двухступенчатой системой защиты программы с другой стороны. Это означало, что если бы кто-то захотел подделать результаты выпускных экзаменов или экзаменационных работ с помощью хакеров, система тут же дала бы сигнал на главный сервер и удалила все данные. Восстановить их смог бы только глава Департамент Виртуального Обучения личным кодом, который менял вручную ежедневно.
Что касается заранее известных ответов, то об этом не знал никто, так как вопросы, предварительно одобренные экспертным советом, в случайном порядке генерировались в тесте прямо за несколько минут до экзамена. Разумеется, выучить все ответы на вопросы, было просто невозможно по причине их колоссального количества. В общем, все выглядело безукоризненно, но Аделина Андреевна уже поняла, что только выглядело. Ей нужна была дополнительная информация, и она ее усиленно искала. И нашла. Просмотрев результаты экзаменов за последние 5 лет и сопоставив их с данными поступления в ведущие университеты страны, она пришла к выводу, что дети крупных чиновников, политиков, звезд шоу-бизнеса, спортсменов оказывались не в пример умнее своих не столь обеспеченных сверстников. Может ли быть эта тенденция случайной. В ведущие ВУЗы страны попадали самые успешные. И изначально в основе виртуального обучения лежал принцип равенства и одинаковых возможностей для выпускника из любого региона.
Аделина Андреевна как ученый не могла доверять одной интуиции, и она развернула поистине масштабное исследование. Она загрузила данные по детям обеспеченной прослойки общества своего мегаполиса и данные их выпускных тестов сначала за 1 год. Ее предположение состояло в том, что у этих детей будут высокие баллы, и встроенная система профориентации будет рекомендовать их в самый престижный альма матер. Гипотеза подтвердилась. Затем она загрузила данные еще за 4 года, но здесь пошел сбой. Результаты тестов пять лет назад были совершенно разные. В большинстве своем выше среднего, но попадались и откровенные провальные тесты. Таким образом, кто-то поступил на онлайн дипломата, а кто-то на оператора активной гидропонной системы.
"Хм, странно. То ли я просто зря подняла панику, и у богатых людей пять лет подряд рождались действительно умные дети, то ли здесь что-то не так..."
Она усиленно соображала, что же такое произошло 5 лет назад, что могло повлиять на результаты тестов. Но в голову лезло только странное исчезновение ее мужа. Женщина уже давно научилась справляться с этими эмоциями и направлять острую безысходную тоску в фатальную грусть. Но сейчас она подумала, что Сергей помог бы ей, как программист в этом нелегком вопросе.
И тут она вскочила резко села, снова встала, а потом застыла как вкопанная. Вот оно что. Ну конечно. Значит, его заставляли оставить уязвимость в системе, чтобы можно было за деньги корректировать экзаменационные тесты, а он отказался. И видимо кто-то другой согласился, и именно эти данные содержит приложение 17. И именно поэтому я не могу, да что там я, никто не может получить к нему доступ. Но почему же он мне ничего не сказал?
Да потому что я тогда только начала работу на В.Н.Ш. 1.0, и мне пришлось бы оборвать карьеру. - ответила она сама себе. Еще вчера она бы не смогла себе признаться в этом, но сегодня, одномоментно разочаровавшись в созданной ею же системе, она все видела другими глазами. А что же тогда с ним произошло? Неужели, его устранили, чтобы он не проболтался?? Даже в этом состоянии Аделина Андреевна не смогла про себя сказать слово "убили".
Внезапно вспомнилась ее поездка в горную республику, взгляды коллег. Как она должно быть глупо выглядела в своей роли. И она варится в этой продажной ситеме столько времени и ничего не заподозрила. Злость на себя, на начальство, на коллег ее душила, но она понимала, что предпринимать на горячую голову категорически нельзя. Нужно успокоиться, выждать и только потом начать разрабатывать план.
А как удобно ее посылать в командировки презентовать систему! В ее глазах горит такой огонь, светится гордость за уникальную разработку! Она создает такой положительный образ и приятное впечатление на коллег и чинуш. Разве может человек, знающий о том, что система насквозь гнилая, с таким упоением рассказывать о ней.
Аделина Андреевна, раздался голос цифрового помощника, к вам глава Департамента Виртуального Образования.
Дверь моментально открылась. Аделина Андреевна по-прежнему стояла.
- Ну что Вы, садитесь, - улыбнулся одними губами Виктор Сергеевич.
Она села и мгновенно поняла: он все знает.
Ну и зачем вам понадобились эти данные? - он сделал паузу, - А в арзив зачем ходили?
Молчание было ответом
Ладно, не будем ходить вокруг да около. Вы все знаете, я знаю, что вы все знаете. Вы ничего не сможете изменить. Если бы Вы не были таким хорошим специалистом, я бы даже разговаривать сейчас с Вами не стал. Вас бы вышвырнули вон по статье, и вы даже близко не смогли бы подойти ни к одной образовательной организации ни в одном регионе страны.
- Мы специально создавали эту систему, чтобы покончить с коррупцией. Нам выделили огромные деньги, в нас верят люди, обычные люди, дети которые учатся в этой системе. И потом их отправляют учиться на оператора цифровой рекламы вместо разработчика, так? То есть талантливый программист потерял место из-за богатенького лентяя, папенькиного сынка, который ни черта не делал 10 лет, а теперь снова ничего не сделав, получит шикарное образование и престижную профессию. А как же поломанные судьбы тех, кто остался за бортом, своими стараниями заработав право получить желаемую профессию. А как же правило бумеранга?! Вам не страшно??!!
- Раз талант, значит, пробьётся. Меня этой кармической чепухой не удивишь.
- Мы же себе цель ставили - извести под корень коррупцию в стране.
- Так страна первым делом и попросила нас о создании уязвимости. Те, кто деньги выделял, в первую очередь о своих детях подумал. Что за наивность, Ада?
Это мир, он такой и другим не будет. Кто платит, тот и музыку заказывает.
- Есть еще 5 республик, в которых нет виртуального образования. -
Хохохо - развеселился Виктор Сергеевич. Думаешь там нет коррупции? Ха-ха. Правда, как дитя малое.
Он посерьезнел.
-В общем, теперь, когда ты все знаешь, выбор у тебя небольшой. Или ты продолжаешь работать дальше, как будто ни о чем не подозреваешь, занимаешься наукой, своими обучающими алгоритмами. Я уже говорил, ты действительно хороший специалист. Либо тихо уходишь из образования, и чтоб я больше никогда о тебе не слышал. Но учти, что мы за тобой будем следить, очень тщательно. Чтобы ни одного лишнего слова. А захочешь кому-то рассказать, вспомни о своем сыне. Да, я тебя и предупреждаю, и пугаю.
- Что Вы сделали с Сергеем?
- С Сергеем... с твоим мужем?? ... Ничего. Понятия не имею, пропал без вести... У тебя три дня на раздумье. Возьми отпуск за свой счет.
Он развернулся и уже двери негромко задумчиво произнёс: "Значит, он тебе тогда ничего не сказал... Мда". Затем резко вышел и хлопнул дверью.