Посмотрела фильм Джокер 2019 года, руководствуясь всеобщим возбуждением от сюжета и образа главного героя.
Прочла и посмотрела несколько вариантов рецензий, и мне показалось, что мое восприятие фильма несколько отличается от других.
Не хочу ссылаться на восторженные комментарии, уже существующие в сети, хотя разделяю их полностью, поделюсь лишь своим видением.
Состояние главного героя я обозначила для себя одной фразой - «Смех сквозь слезы».
Практикующие психологи знают, что есть клиенты, которые рассказывают о довольно страшных, травмирующих событиях своей жизни, со смехом и шутками, многократно снижая их значимость.
Так вот, для меня этот фильм стал утрированным образом подобного состояния.
Почему так происходит, почему человек смеется, вместо того, чтобы плакать?
Дело в том, что чем глубже психологическая травма, тем вероятнее ее отщепление от сознания, т.е. невозможность принять факт, что это случилось с тобой, а порой и просто вытеснение ее из сознания.
Вроде бы понимаешь, что это действительно произошло именно с тобой, и в то же время являешься как бы сторонним наблюдателем, и не испытываешь сильных эмоций по этому поводу.
Это происходит по той причине, что психологически травмированные дети, а именно детские травмы по большей части вызывают подобные отщепления, еще не имеют ресурсов для переживания сильной эмоциональной боли.
Психика определенным образом обрабатывает травму, находя вариант некоторой стабилизации, как бы откладывая решение проблемы на более благоприятный момент, более зрелый возраст, когда появятся эти самые ресурсы.
А далее, образ травмированного человека формируют ожидания окружающих (изначально родителей). И если они не могут предоставить ему возможность отгоревать и отболеть эту травму, игнорируют ее и желают видеть счастливого ребенка, ребенок дает им то, чего от него хотят – маску «Смеющегося человека».
Он становится похож на этакого Гуинплена, который смеется не потому, что ему весело, а потому что он искалечен, его рот порвали, чтобы он вечно улыбался, удовлетворяя ожидания других.
Грим Джокера похож невероятно на лицо Гуимплена, и в его смехе чувствуется эта внутренняя, все разъедающая боль.
Пока его состояния гасились медикаментами, он был более или менее стабилен. Когда же медикаментозное лечение стало недоступно, и к тому же пришлось столкнуться с реальностью своей травмы (медицинская карта матери) и жестокостью мира, то справиться с аффектом просто не получилось. Не было для этого ни навыков, ни ресурсов.
У моего учителя, проработавшего в психиатрической больнице большую часть своей профессиональной жизни, есть интересная теория о «Травматической шизофрении». В этом случае, человек имеет шанс на полное выздоровление, поскольку заболевание базируется на травматическом расщеплении. К сожалению, это не доказано, а по сему, опираться на эту теорию не буду, но в медицинской практике подобные случаи были.
И так, не важно, реальный психоз у нашего Джокера, или травматический, так или иначе, дальнейшая его жизнь, социальная интеграция и степень доверия миру, должны были зависеть от посттравматической реабилитации и того окружения, в которое он попадет.
В одной из предыдущих статей я пыталась размышлять на тему - жизнь после травмы. https://zen.yandex.ru/media/id/5cb8a708d9848a00af862b08/chto-nas-ne-ubivaet--delaet-nas-silnee-5d567ae697216d00ad28762e?from=editor
Какие факторы влияют на то, кем станет ребенок, подвергшийся насилию, монстром или обычным человеком? И пришла к выводу, что все зависит от среды, в которую он попадет после травмы.
В данном случае у героя, на мой взгляд, не было ни единого шанса на восстановление.
Он продолжал существовать в болезненном мире своей матери, которая конструировала его, опираясь на патологическое, искаженное восприятие реальности. Он страдал от формальности подхода социальных служб, подозревая, что на самом деле его не слушают и не слышат, и до него никому нет никакого дела. Он вынужден был столкнуться с несправедливостью наказания на работе, с предательством и оговором коллеги. В конце концов, с агрессивностью внешнего мира, с избиениями и травлей. Полагаю, что это не все, с чем ему приходилось мириться все эти годы.
И ясно, что мир, в котором он существует, просто не способен выполнить функцию реабилитации и интеграции в общество подобного человека.
Вероятнее всего резюмировать фильм можно следующим образом. Монстров порождает само общество, своим безразличием к нуждам людей его составляющим.
Если почитать детскую психологию, то можно понять, что самый страшный ущерб психике ребенка наносит не отвержение, и даже не насилие, а именно безразличие к его нуждам.
Есть о чем подумать…