Найти в Дзене
Легенды авиации

Легенды авиации. И-16

Оглавление

Здравствуйте, и это опять мы, "Легенды авиации"! Кто давно уже с нами, тот, не пропустил предыдущих публикаций, а кто впервые видит нас, тот никогда не пропустит ни одной новой статьи, подписавшись на наш канал!

Ну а мы начинаем...

Речь пойдет о легендарном самолете И-16.

И-16
И-16

Тактико-технические характеристики И-16 (тип 24)

Страна: СССР
Тип: Истребитель
Год выпуска: 1933 г.
Конструктор: Н. Поликарпов
Экипаж: 1 человек
Двигатель: 1хМ-63, мощностью 900 л. с.
Максимальная скорость: 462 км/ч
Практический потолок: 9700 м
Дальность полета: 440 км
Масса пустого: 1382,5 кг
Максимальная взлетная масса: 1882 кг
Размах крыльев: 9,004 м
Длина: 6,13 м
Высота: 3,25 м
Вооружение: 4 авиационных пулемета ШКАС, 7,62 мм

Конструктор: Н. Н. Поликарпов

Никола́й Никола́евич Полика́рпов (1892—1944) — русский и советский авиаконструктор, глава ОКБ-51 (впоследствии — ОКБ Сухого). Дважды лауреат Сталинской премии, Герой Социалистического Труда, Поликарпов является одним из основоположников советской школы русского самолётостроения. Созданные под его руководством многоцелевые самолёты У-2 (По-2) и Р-5 стали одними из лучших в своём классе, а И-15 бис, И-153 «Чайка», И-16 составили основу парка истребительной авиации СССР 1934—1940 годов, за что конструктор заслужил репутацию «короля истребителей».

Н. Н. Поликарпов
Н. Н. Поликарпов

Родился 28 мая (9 июня) 1892 года на выселках Поповка (где находились церковь и дом священника) близ села Георгиевское (ныне Калинино, Ливенский район, Орловская область) в семье сельского священника Николая Петровича Поликарпова (1867—1938). Отец происходил из рода потомственных священнослужителей.

Подробности биографии Н. Н. Поликарпова - в соответствующем выпуске совсем скоро!

История И -16

Истребитель И-16 — машина противоречивая, особенно если ознакомиться с отзывами о нем в литературе разного времени и авторов. Революционный и устаревший, сверхманевренный и тихоходный, этот самолет заслуживал самых разных эпитетов. Что самое удивительное — все они правильные. Появился на сцене И-16 в очень непростое время — начало 1930-х годов - это бесконечное состязание двигателей, конструкций фюзеляжей и типа обшивки. Ворвавшись в этот водоворот событий в 1933 году, новейший моноплан конструкции Николая Николаевича Поликарпова, совершил настоящий фурор!

Первый во всем — от скоростей, до объемов выпуска, с убираемыми в полете шасси (впервые в мире, на серийной машине!), характерным внешним видом, он ярко выделялся на фоне «коллег-истребителей» и казался самолетом из будущего.

Чертежи И-16
Чертежи И-16

Поликарпов разрабатывал будущий И-16 в инициативном порядке с 1932 года, как «скоростной истребитель». В мае 1933 года проект заметили в ВВС и конструктор получил задание на него. Уже 30 декабря 1933 года опытный образец истребителя (ЦКБ-12) поднялся в воздух. За штурвалом машины сидел никто иной, как прославленный лётчик-испытатель завода №39, Валерий Чкалов. Вплоть до октября 1934 года машина проходила испытания, однако её судьба уже была решена — началась подготовка к серийному производству И-16 на заводах №39 в Москве и №21 в Горьком.

Валерий Чкалов
Валерий Чкалов

Говорят, что поспособствовал этому сам И.В. Сталин, увидев один из испытательных полетов Чкалова, и весьма впечатанный фигурами высшего пилотажа. Так это или нет — сказать трудно, но что именно по распоряжению Сталина, в 1935 году была создана знаменитая «Красная пятерка» — первая советская группа высшего пилотажа, летавшая на ярко красных истребителях И-16, в этом сомневаться не приходиться.

Демонстрируемый в 1935 году на выставке в Милане как спортивный самолёт (АСБ), уже 1936 году И-16 окунулся в бесконечную череду войн: Гражданская в Испании, японо-китайская, Хасан, Халхин-Гол, советско-финская война. Первые ошеломляющие успехи вскоре прошли — истребители-противники совершенствовались, да и отечественная промышленность постепенно переходила на выпуск более современных машин.

Bf-109 и И-16
Bf-109 и И-16

К началу 1941 г. И-16 считался уже морально устаревшим, однако все ещё превосходил по маневренности германские Bf-109 последних выпусков. Формально «мессер» и «ишачок» (такое прозвище прижилось за И-16 в войсках) были ровесниками, однако Bf-109 изначально имел лучшую аэродинамику, да и с двигателями у германской промышленности, в отличие от советской, проблем не было. В итоге более скоростному «мессершмитту» И-16 мог противопоставить только лучшую маневренность. Тем не менее, в опытных руках, советский истребитель все ещё был опасным противником.

Всего за 8 лет серийного производства (1934-1942 г.г.), было произведено около 10300 истребителя И-16 различных модификаций. Пик
производства пришелся на 1940 г. (свыше 2000 самолетов). Кроме РККА, И-16 состоял на вооружении: Испании (до 400 самолетов), Гоминьдановского Китая (82 поставленных СССР и 30 собственной сборки).

Конструкция истребителя И-16

Истребитель И-16 представляет собой свободнонесущий низкоплан с коротким фюзеляжем и убирающимся шасси. Конструкция смешанная — деревянный клееный фюзеляж крепился к усиленному стальными уголками каркасу из ясеня или сосны, а снаружи обшивался фанерой (спереди) и дюралюминием (сзади). Конструкция планера смешанная. Фюзеляж имел деревянный каркас (сосна, ясень), усиленный стальными подкосами, с обшивкой из берёзового шпона и миткалевого полотна. Основной силовой частью конструкции самолёта был жесткий ферменный центроплан, связывающий между собой крылья, фюзеляж, шасси и двигатель. Крылья — отъемные, обшитые в лобовой части дюралюминием, после чего всё крыло обтягивалось полотном и лакировались. Место сочленения крыла и центроплана закрывалось дюралевой лентой шириной 100 мм. Элероны и хвостовое оперение имели дюралевый каркас и полотняную обшивку. Силовая установка самолета состояла из поршневого звездообразного двигателя воздушного охлаждения, закрытым капотом NASA, с двухлопастным воздушным винтом. В процессе производства тип двигателя менялся.

-6

Модификации истребителя И-16

ЦКБ-12П (И-16П)
ЦКБ-18
ЦКБ-29 (СПБ, «изделие 164»)
И-16 тип 4 (ЦКБ-12бис)
И-16 тип 5
И-16 тип 6
И-16 тип 9
И-16 тип 10
И-16 тип 11
И-16 тип 12
И-16 тип 17
И-16 тип 18
И-16 тип 19
И-16 тип 20
И-16 тип 24
И-16 тип 27
И-16 тип 28
И-16 тип 29
И-16В - высотный
И-16П
И-16П (ЦКБ-12П)
И-161
И-161 (второй)
И-163-1
И-163-2
И-164 (И-16с)
И-165 (И-16бис)
И-166
УТ-2 (8211)
УТИ-2 тип 14
УТИ-3
УТИ-4 тип 15
УТИ-4Б тип 15Б
C.8

В общем, очень много у И-16 модификаций...

Итак, история закончена! Подписывайтесь на наш канал, не пропускайте наши новые публикации! А также не забывайте ставить лайки. Нам очень приятно!