Найти в Дзене
Профориентатор

Компьютерные игры полезны?!

Оглавление

Как оторвать ребенка от компьютера? Как сделать так, чтобы он больше времени проводил на улице? Вот она современная родительская реальность. Но, если не доводить до "компьютерной зависимости", то у игр есть и плюсы.

Руководитель отдела нейропсихологии нашего центра, кандидат психологических наук, Никита Хохлов в интервью Лайфхакеру рассказал, есть ли хоть какая-то польза от компьютерных игр, в чем именно опасность? Расскажем ключевые идеи интервью.

Никита Хохлов, канд. психол. наук, клинический психолог, нейропсихолог, преподаватель-исследователь высшей квалификации
Никита Хохлов, канд. психол. наук, клинический психолог, нейропсихолог, преподаватель-исследователь высшей квалификации

Что такое компьютерная игра, с точки зрения психологии?

Компьютерная игра — имитация определённой деятельности, будь то гонки, управление самолётом, стратегии, квесты. Всё это существует и в реальной жизни, но в играх упрощено или гипертрофировано, чтобы вызывать интерес.
Важно учитывать два аспекта игр. Первый: игра доставляет удовольствие. А то, что доставляет удовольствие, требует от человека повторения этого действия — так формируется зависимость. Второе: сама деятельность, которая имитируется в игре. Она может быть полезна, ведь это тренировка определённых навыков.

-2

Как развивается мозг с помощью компьютерных игр?

Игры-симуляторы с управлением транспортными средствами — это развитие ориентации в пространстве, так называемая пространственная логика. На нейродиагностике младших школьников я вижу, что у 70% детей наблюдается дефицит функции оценки пространства. Это такие зрительно-пространственные функции, как ориентировка «право-лево», «верх-низ», сопоставление размеров предметов, оценку расположения элементов в пространстве. Например, может ли ребенок самостоятельно выйти на улицу из помещения, где он сейчас находится? Может, ли он построить план здания в голове.

Особенно трудно осваивать пространственную логику детям, которых рано научили читать. Чтение активирует нейронные сети в левом полушарии мозга, но при этом не активируется правое полушарие, которое до 8 лет по большинству функций мозга является ведущим для нормального развития ребёнка.

-3

Школа требует хорошо читать к первому классу, ей не нужны развитые пространственные функции, поэтому родители пренебрегают их развитием. Зато, когда начинается геометрия и стереометрия, обнаруживаются проблемы.

Симуляторы, где требуется перемещаться в пространстве, в том числе авиасимуляторы и даже шутеры, помогают компенсировать недоразвития функции пространственной логики.

-4

Помогают ли развитию ребёнка квесты и стратегии?

В нейропсихологии это выделяется как особая регуляторная функция мозга, состоящая из трёх частей: программирование, регуляция и контроль. Программирование — возможность составить программу действий до начала их осуществления. Дальше — регуляция. В процессе выполнения программы надо сверяться с замыслом, проверять, нет ли отклонений. И, наконец, контроль — полученный результат надо проверить на соответствие программе.

Люди с неразвитой регуляторной функцией показывают снижение по всем показателям при диагностике. Вот для развития этих 3-х функций я советую играть в квесты или стратегии, в которых нужно что-то планировать, выяснять, корректировать план, следовать инструкциям. Важно, что это происходит в игровой ситуации: ребёнку интересно, обучение протекает не из-под палки, а на непроизвольном уровне.

-5

А что со стрелялками?

Как мы говорили, в стрелялках есть позитивные моменты. Это ориентирование в пространстве: там почти всегда идёт движение по коридору, нужно помнить, где был, где не был, куда идти. Развивается внимание и реакция.

Негативный момент — нагрузка на энергоёмкую систему внимания. Нужно постоянно находиться в настороженном состоянии, это давление на подкорковые структуры мозга, которые обеспечивают энергетический баланс. Такая тренировка полезна лишь в определённых количествах. Чрезмерная потеря энергии приводит к растрате нейромедиаторов, которые связывают нейроны.

Такая игра нравится человеку, он от неё как бы не устаёт, хотя на объективном уровне сверхустаёт. В определённый момент наступает коллапс, когда человеку хорошо, а организм работает из последних сил. Если контролировать такие игры по времени, то они могут быть полезны.

-6

Говорят, шутеры приводят к подростковой агрессии?

Да, были разговоры, что игры со сценами насилия провоцируют преступность, но исследования это опровергли. Подавляющее большинство детей и подростков прекрасно различают игровые и жизненные ситуации.
Более того, определённая агрессия, которая могла бы быть реализована в жизни, находит выход в игровой ситуации, что уменьшает агрессивное поведение.

-7

Хуже в играх другое — иллюзия обратимости последствий. В большинстве игр можно сохраниться и откатиться назад. В жизни это, очевидно, не так, и такая игровая привычка снижает адекватность поведения и приводит к необдуманным поступкам.

Жестокие сцены в играх могут вызывать дополнительный интерес, но в большинстве случаев это ограничивается поиском в интернете информации о способах убийства, пыток, но это скорее познавательная ситуация, чем стремление к насилию.

Сколько времени можно играть безопасно для мозга?

Всё индивидуально. Есть дети с определёнными трудностями, врождёнными и приобретёнными, которые быстро устают. Для них ограничений должно быть больше. Думаю, что в активные игры с постоянной концентрацией внимания можно играть не больше часа в день, в случае патологий — не больше получаса. Но желательно проконсультироваться с психологом. Для игр, где можно остановиться и подумать, вроде квестов, такие серьёзные ограничения не нужны. Если это не мешает повседневной деятельности, учёбе, то этим можно заниматься несколько часов в день.

-8

Нейропсихология – это наука, изучающая структурно-функциональные мозговые основы психической деятельности. В нашем Центре вы можете пройти нейропсихологическую диагностику и развивающие занятия с нейропсихологом, в том числе с Никитой Хохловым. Нейропсихологический подход к профориентации дополняет традиционную профориентацию и позволяет выбрать профессию, соответствующую индивидуальным особенностям мозгового обеспечения психической деятельности.

А сколько ваши дети тратят времени на компьютерные игры?