Найти тему

“А человек приличный? Конечно, даже в очках!”

Оглавление
И после этого вы думаете, что имидж не имеет значения?
И после этого вы думаете, что имидж не имеет значения?

Если хотите иметь успех, вы должны выглядеть так, как будто вы его уже имеете.

Томас Мор

Главное, чтобы костюмчик сидел

Непринужденно, легко и вальяжно.

Все остальное, поверьте, неважно.

Нет и не будет серьезнее дел.

Отрывок из песни к кинофильму “Чародеи”.

Если приведенные выше цитаты можно и не вспомнить, то поговорку “встречают по одежке, провожают по уму” каждый россиянин хотя бы раз слышал от родителей. Откуда такая поговорка взялась и есть ли в ней смысл? Насколько важно задумываться о собственном имидже, если вы - совсем не модник, и создание образа не является вашей привычкой? Может ли это повлиять на ваш успех?

Жанна попала в компанию, где “сбываются мечты”, на должность руководителя отдела по качеству благодаря своим выдающимся интеллектуальным способностям. От природы скромная, она предпочитала неброскую одежду серых тонов. Первое время при виде нее коллеги перешептывались в стороне, что заставляло тревожиться и без того очень впечатлительную Жанну.
“Ходить две недели в одних туфлях, это уже перебор, Жанночка!” - с этих слов начала беседу Ирина Сергеевна, ранее увидевшая в Жанне большой потенциал и пригласившая на работу к себе в дирекцию. “Понимаешь, ты выглядишь как рядовой сотрудник, у нас так не принято. В суматохе мы не успели тебе рассказать все тонкости…”
Оказалось, что на каждый день у руководителя должна была быть новая пара обуви. Длина юбок, блузок, цвет и фасон - строго регламентированы. И к этому добавлялось негласное правило, что начальник должен быть одет “дороже” своих подчиненных. Поскольку все в компании давно привыкли к таким правилам, то Жанна мгновенно начала выделяться за счет своего “непонятного” внешнего вида.
У этой короткой истории счастливый конец. Как только Жанна прикупила себе нужные вещи, все встало на свои места.

О чем нам может рассказать подобная история? Чтобы не давать категоричных ответов и избежать пустого спора обратимся к науке. Биология и История, взявшись под ручки, помогут нам найти истину.

“Короны и перья” - Статус, заметный издалека

Практически все звери обладают так называемым “половым диморфизмом”. Не торопитесь пугаться этих ругательных слов. На деле это значит лишь то, что самцы и самки внешне отличаются. По разным практическим причинам. Одним надо привлекать внимание к себе, а другим отводить его. Одним надо выглядеть угрожающе для борьбы с соперниками, а для других это не актуально. Да и вообще хорошо бы не спутать в порыве страсти подругу с другом. Если обобщить, то внешний вид самок и самцов соответствует их ролям, функциям, целям.

Среди живых существ, живущих в группах и сообществах (то есть Социальных) проявляется также другая особенность - иерархический диморфизм. Когда внешний вид особи говорит не только о половой принадлежности, но и о том, каким статусом в сообществе ты обладаешь. Внешний вид дает понять твою роль и положение: каково твое влияние, какие поведенческие функции ты исполняешь, какой доступ к еде и размножению у тебя есть.

Человеки, т.е. мы с вами - самые что ни на есть Социальные существа. Но так как отрастить красивые перья и новый хвост для демонстрации своего отличия в стае нам не под силу, с первобытных времен для этого стали использоваться всевозможные вспомогательные средства: одежда, головные уборы, украшения и узоры, атрибуты и цвета, татуировки, особые виды оружия и т.д.

Без таких “маркеров” у человечества было бы меньше шансов заняться созиданием, потому что драться за позицию со своими соплеменниками приходилось бы ежедневно.

Нравится нам это или не нравится - мы все генетически обречены на то, чтобы обращать внимание на внешний вид и менять свое поведение после расшифровки наблюдений.

Другая история, где главный герой не получил своевременного совета. От природы полноватый Антон страшно не любил классическую одежду - костюмы, рубашки и т.п. Можно гадать на гуще отчего именно - неудобно, трудно купить подходящий размер или что-то еще. Фактом было то, что те вещи, которые он любил надевать, выглядели не новыми и весьма изношенными. В этой компании не было корпоративных стандартов, предписывающих, как подобает выглядеть сотрудникам, занимающим ту или иную позицию. Поэтому в отличие от Жанны с Антоном на эту тему никто даже не пытался поговорить.
Все бы ничего, но это начало вызывать неприятные последствия. Проработав около полутора лет Антон честным и упорным трудом дослужился до должности начальника отдела закупок. А это означало, что с этого момента ему практически ежедневно требуется присутствовать на всевозможных комиссиях, собраниях, вскрытии конвертов и т.д. Такие встречи часто посещали руководители высокого ранга. Так вот многие из них только спустя год или больше узнали, что Антон - начальник отдела. Ничего в его внешнем виде не выдавало руководителя. Тот же потертый джемпер, те же разношенные ботинки и старые джинсы. Контраст добавляло то, что некоторые из его подчиненных всегда щеголяли в офисе в белоснежных отглаженных рубашках и брюках модного покроя, подражая топ-менеджерам. Сложно стало и с подчиненными. Какой был с виду Антон-коллега, такой и остался, только с чего-то стал больше требовать.

На бытовом уровне мы привыкли к тому, что если хотим повлиять на человека (донести до него Указание или Распоряжение), все начинается с Контакта, т.е. подошли, поздоровались, заговорили. Однако ученые, занимающихся психологией общения, говорят, что до установления контакта получатель сообщения невольно проводит сверку “Кто ты вообще такой?”. То есть оценивает по внешним признакам (вид, поведение, манеры, речь) являешься ли ты тем человеком, которого стоит слушать. Соответствуешь ли ты его представлениям о равном или (когда ты руководитель) более авторитетном человеке.

+1 к Харизме

Андрея позвали работать на телеканал. И уже при приеме было обозначено, что в финансовом департаменте принято носить костюмы и классические рубашки. Андрей не был в восторге от всего этого, но в свой первый день вышел на работу в новеньком приталенном костюме и белой рубашке.
С первых часов стало очевидно, что в таком виде на его этаже ходят всего несколько человек. Как оказалось позже, во всей компании людей в костюмах можно было по пальцам пересчитать. Андрей негодовал. Какой смысл в такой одежде. Никаких внешних встреч у него нет, целыми днями он просиживает с коллегами в кабинете, которые включают его в курс дела. И для кого вообще вся эта парадная форма? Что, это обыкновенная прихоть финансового директора?
Все изменилось в момент, когда по финансовым вопросам Андрей стал путешествовать по этажам для встречи с коллегами. Оказалось, что костюм открывает практически любые двери в компании. Входишь в кабинет, к примеру, маркетологов - людей, одетых в футболки, а порой даже в шорты, как они тут же затихают, отвлекаются от работы и выжидающе смотрят на тебя с серьезным видом. Поскольку в компании в деловой одежде помимо финансистов ходило только руководство, то первая мысль, которая возникала при его появлении - “зашел человек Сверху”. Все отвлекались от работы и внимательно смотрели на вошедшего. Даже спустя какое-то время, когда он со всеми перезнакомился лично, костюм неизменно способствовал особому отношению даже среди людей, для которых внешние атрибуты статуса (как они сами говорили) не имели большого значения.

Разумеется, это не значит, что все ограничивается первым впечатлением - мы же не дикие. При наличии харизмы, развитых навыков убеждения и влияния можно изменить отношение к себе и после неудачной “сверки”. Однако, это гарантированное усложнение себе жизни. И если вы нацелены на то, чтобы достигать своих целей в общении с меньшим трудом - учитывайте то, что мы опишем ниже.

В каждой среде, компании, сообществе есть своя культура и обычаи, которые описывают аспекты внешности. Далеко не всегда это прописные стандарты, которые обязательны к исполнению.

Задачка на внимание - понаблюдать и выяснить: как принято одеваться, как принято себя вести в компании, где вы работаете. Чем отличается внешний вид и поведение высокопоставленных людей от рядовых сотрудников? Как выглядят наиболее успешные, результативные, близкие к руководству люди?

Все относительно просто компаниях с классическим дресс-кодом. Определенные предметы одежды, как униформа, подтверждают вашу принадлежность к коллективу. С ростом должности человек не меняет кардинально свой вид, но обзаводиться необходимыми атрибутами: более дорогая машина, дорогой костюм, часы. При этом недвусмысленно говорится, что недопустимо купить машину дороже, чем у начальника, а начальнику неприлично приезжать на работу за рулем авто ниже определенной ценовой категории.

Может показаться, что в более современных молодых компаниях, где руководитель запросто может приехать на работу на электрическом самокате и в тех же рваных джинсах, которые он носил еще будучи стажером, эти правила не работают. Однако, присмотревшись внимательно, мы запросто найдем другие “атрибуты”.

Порой право выглядеть проще и расслабленнее, чем другие - это тоже привилегия. И генеральный директор сидит в футболке, потому что уже “отходил свое в галстуке”. Это можно проиллюстрировать расхожей историей про Романа Абрамовича, который повседневно носил на руке не дорогие швейцарские часы, а обычные копеечные Swatch. Когда на совещании он заметил, что кто-то из его подчиненных надел такие же, подражая ему, он с шуткой спросил “Не рано ли?”.

Пугающий консерватизм

Консерватор во всей своей красе
Консерватор во всей своей красе
Сергей Владимирович был человеком консервативных взглядов и привычек, в молодости трудился на благо Родины в одном из военных ведомств. Его редко заботил вопрос “ЧТО надеть”, скорее “КАК надеть”. Он следовал своим представлением об уместном виде. Идеально выглаженные брюки, выстиранная рубашка, даже на пиджаке непривычно отсутствовали складки - как это часто бывает на парадных мундирах. “Настоящий полковник!” (с) Однако в картину стоит добавить деталей: пиджак был куплен лет 15-20 назад, и выглядел морально устаревшим еще в конце 20 века. Туфли Сергея Владимировича больше походили на обувь советских офицеров - всегда до блеска начищенная, но без изюминки и какого-либо дизайна.
Когда компания вступила в стадию перемен и неопределенности, когда от руководителей начали ждать свежего взгляда на ситуацию и инновационного подхода к делу - почти никто не смог даже заподозрить такого персонажа в Сергее Владимировиче. Его облик говорил о консерватизме даже громче его слов, что заметно отражалось в оценках его перспективности. Дошло до того, что высшее руководство стало тихо стесняться приглашать его на встречи с партнерами, чтобы он своим видом не был контрастом с планами будущего, которые они обсуждали. Открытый, динамичный, молодой зам сначала взял на себя эту роль, а потом и вовсе сменил Сергея Владимировича на его месте, заручившись поддержкой власть-имущих.

Как мы видим из последней истории, ваш имидж и внешний вид может быть не только маркером Статуса, но и продолжением вашей личной характеристики в глазах других, добавляющим важные штрихи к портрету. Все мы не лишены стереотипов относительно внешности. Почти каждый готов вынести суждение о характере человека по тому, как он одет и чем он окружен. Назови себя миллионером, стоя в итальянском костюме на фоне спорткара - и тебе поверят с большей вероятностью, чем после фотосессии в Макдональдсе.

Умение сообщать своим внешним видом нужную информацию - это то, что стоит освоить любому современному человеку. Никогда прежде “упаковке” не придавалось такое значение. Ваш облик, впечатление, которое вы производите становится элементом вашего личного Бренда.

Хотите, чтобы вас слушали - соответствуйте внешне той роли, которую вы выбрали, и обстановке, в которой находитесь. Изучите ожидания среды и сыграйте на них себе на пользу.