В столовой, в простенке между двумя высокими окнами стояли старинные напольные часы с маятником. В их нижней части, у самого пола, имелась маленькая дверца. Все, кто замечал ее, предполагали, что за ней спрятан один из часовых механизмов, но они ошибались – эта дверца была самой обычной дверью в домик, в котором жил часовой гном. Он был одет во фланелевые панталоны и рубашку, шерстяную клетчатую жилетку и вязаные полосатые чулки. На ногах у него были мягкие войлочные башмачки с острыми, торчащими вверх носами, а на голове вязаный колпак с кисточкой. Звали гнома Бом. А какое еще имя мог иметь часовой гном? Всякий раз, когда часы начинали бить и издавать с глухим звоном: «Бом! Бом! Бом!», гном улыбался и приподнимал свой колпачок, слегка кланяясь – так Бом и часы приветствовали друг друга.
Домик гнома был очень уютным. У порога лежал яркий коврик, связанный бабушкой Бома. Слева от двери располагался сундук, в котором хранились разные полезные вещи, справа висел шкафчик со снадобьями. Дальше стоял камин, а возле него кресло-качалка с пледом. Надо сказать, что гномы очень любят тепло, любят кутаться в теплые пледы и сидеть у огонька. Еще в доме была кровать, полки с книгами, круглый стол и плетеные стулья. Было в домике и окошко, куда заглядывало днем солнышко, а ночью светила луна. Вы скажите, какое же могло быть окно в домике, находящемся в часах? И вы будете совершенно правы, усомнившись. Но не забывайте, что гномы чуть-чуть волшебники! Поэтому, хоть окошко в домике Бома и не было настоящим, но в нем волшебным образом отражалось все, что происходило в самой деле на дворе. Если шел дождь, то и окно Бома было в дождевых каплях. Если светило солнце, то и домик был полон им. Ночью в окно заглядывали луна и звезды, зимой шел снег. Иначе гному жилось бы довольно скучно и однообразно.
Нужно еще добавить, если вы не слишком знакомы с гномами, что они большие любители вкусно покушать. Бом, например, очень любил чай с вареньем и плюшками. И тем и другим его снабжала цветочная фея Роза, которая жила в домашней оранжерее. А еще Бом был не прочь поесть за завтраком творожка со сметаной, а вечером полакомиться кусочком сыра. И тут уж его баловала молочная фея Мила, которая жила в кухне, и в обязанностях которой был присмотр за коровником и птичьим двором. Не удивляйтесь, феи и гномы на самом деле настоящие труженики, и каждый занимается своим делом, причем любимым. Бом, хоть и жил в больших часах в столовой, но считал своим долгом следить за всеми часами, находящимися в доме: маленькими часиками с кукушкой - с которой он дружил, - висящими в кухне; изящными часами, стоящими на комоде в спальне хозяйки; карманными часами хозяина дома, которыми он очень дорожил , т.к. они достались ему от дедушки, и несмотря на то, что были, можно сказать, старинными, шли бодро и время показывали точно - не без стараний гнома Бома.
Гномы и феи, живущие в домах людей, обычно не вмешиваются в их жизнь, тихо и незаметно делая свои привычные дела. Но поневоле сталкиваясь с обитателями дома, становятся свидетелями всего происходящего. Бом от природы вовсе не был любопытным гномом, но однажды, разговор в столовой заставил его навострить уши. Дело было зимой, перед самым Рождеством. Семья, как обычно, собралась за большим овальным столом за завтраком. Внимание Бома привлекли слова мальчика, сына хозяина, который настойчиво спрашивал: "Почему во всех сказках сказано, что гномы есть, хотя я их ни разу не видел?"
-Потому что они прячутся - ответил отец.
-Зачем? Чего они боятся?
-Они очень маленькие, им легко можно причинить вред даже случайно.
-Но я бы ни за что не причинил им вреда! У меня же живет в клетке канарейка, она тоже маленькая, но я обращаюсь с ней очень осторожно.
-Я думаю, что гномы прячутся еще и потому, что не хотели бы оказаться в клетке, как твоя птичка, - добавил отец, - они очень свободолюбивые существа.
-И все же мне так хочется хоть одним глазком взглянуть на них, - сказал мальчик, вздохнув.
Завтрак продолжался, а Бом осторожно выглянул из-за своей дверки, чтобы посмотреть на говоривших. Ближе всех к нему сидел на высоком стуле маленький мальчик. Чтобы ему было удобно за столом взрослых, на сиденье ему подложили бархатную подушечку. Ноги мальчика не доставали до пола, и он болтал ими. На нем были штанишки до колен, гольфы и лаковые туфельки. Лица мальчика Бом не мог видеть, лишь его очень светлые волосы, пушистыми локонами лежащие на воротнике курточки. Еще Бому была видна фигура отца, сидящего к нему боком, - ноги в штиблетах и серые, с темной полосой брюки, твидовый пиджак, из рукава которого виднелся белый манжет с золотой запонкой. У хозяина дома были русые, слегка волнистые волосы, небольшие аккуратные усики и ярко-голубые глаза. Хозяйку Бом не видел, но услышал ее приятный голос:
-Дорогой мой, - по тону было понятно, что она обращается к сыну, - сегодня канун Рождества, а значит, возможны всякие неожиданности. Если ты будешь терпеливым и очень-очень этого захочешь, то тебя посетят рождественские гномы.
-Правда?! - мальчик аж подпрыгнул на своей подушечке, - а как это, быть терпеливым?
-Это значит просто верить и ждать.
Бом не стал дальше подслушивать и тихонько закрыл дверь. Он разволновался от услышанного. Он никогда не задумывался над тем, что кому-то могла бы быть интересна его жизнь и он сам. И еще он в первый раз услышал про рождественских гномов. Чем они занимаются, где живут и как выглядят? Бом достал с верхней полки здоровенную, чуть ли не в половину своего роста, книгу в отличном кожаном переплете. Было большим везением иметь такую книгу, ведь в ней описывалось обо всем на свете. Бом нашел главу про гномов. В ней говорилось: "В Норвегии живут гномы, которых называют ниссе. Их называют рождественскими, потому что в Рождественскую ночь они дарят детям игрушки, монетки и сладости. Это повелось с давних пор, когда однажды самый обычный гном увидел бедную девочку, обращающуюся к Богу с мольбой о кусочке хлеба на праздник. Ему стало жаль бедняжку, и ночью, когда девочка легла спать, он положил в ее чулочек пару монет".
Прочитав, Бом задумался. Мальчик, хозяйский сын, не был бедным, и ему хотелось вовсе не подарков, он мечтал встретиться с одним из гномов. Чтобы думалось лучше, Бом налил себе горячего чаю с ежевичным вареньем и, прихлебывая, стал рассуждать дальше. Он вспомнил, как дед рассказывал ему, что в давние времена гномы не прятались от людей. Они жили своей жизнью в лесах, а люди своей, в городах и деревнях. Но всегда взаимно уважая друг друга, а иногда помогая, когда их пути пересекались. Затем наступили времена, когда с севера пришел жуткий холод. Звери и птицы спешно перебирались из лесов в более теплые места. Люди тоже не выдерживали холодов, ведь урожай не успевал созревать за очень короткое лето. Они бросали пустыми свои дома и тоже шли к югу. А гномы были обречены на погибель - им, таким маленьким, не имевшим крыльев, как у птиц, фей и эльфов, невозможно было преодолеть великие расстояния. И тогда люди пришли им на выручку. Они принимали целые семейства гномов, поселив их в дорожных сундуках, и перевозили вместе со своим скарбом на новые места. Так были спасены почти все гномы. Лишь некоторые заупрямились, не желая покидать родные леса, и остались. Их судьба осталась никому не известной. Те гномы, что перебрались вместе с людьми, частью населили леса, а частью так и остались жить в людских домах, помогая в хозяйстве. И все было бы прекрасно, если бы холод, прогнавший людей с насиженных мест, не пробрался некоторым из них в сердце, заледенив их, сделав равнодушными и жестокими. Став злыми, эти люди были злы со всеми, и с гномами тоже. Чаще всего они обвиняли гномов, живущих в их домах, в воровстве и попрошайстве и прогоняли куда глаза глядят. Время шло, а зло только разрасталось. И гномы стали прятаться от людей, перестали показываться на глаза, а затем люди и вовсе позабыли о том, что гномы когда-то жили рядом с ними. Но в сказках передавали своим детям и внукам о том, что маленькие человечки существуют.
Бом давно уже выпил свой чай, а мысли все текли и текли. Он думал о том, что семейство, с которым он жил, вовсе не было злым, иначе бы и феи не поселились в этом доме. А раз так, то Бом ничем не рискует, если покажется мальчику. И гном решил сделать это сегодняшней Рождественской ночью. И сразу к Бому пришло очень приятное и веселое расположение духа, и он заплясал, распевая народную гномичью песенку:
Тирли-бом-бом,
Тирли-бом-бом,
Я самый умный в мире гном!
Надо признать, что гномы не только очень веселый народец, но и известные хвасты.
Однако, нельзя было терять время. Кто, как не часовой гном, знал это лучше всех. Нужно было сделать некоторые приготовления к встрече с мальчиком, и Бом решил посоветоваться с феями. Над его входной дверью висело два колокольчика. Под одним из них имелась надпись "Роза", под другим "Мила", а еще под каждым колокольчиком висел шнурок. Если Бому нужно было позвать фею, то он дергал за шнурок, и в домике феи звенел колокольчик. Если же вызывали его, то звенел определенный колокольчик над его дверью. Бом дернул за оба шнурка сразу, и, ожидая прихода фей заварил свежего чаю. Феи вскоре появились. У Розы была высокая пышная прическа, украшенная фиалками. А Мила носила на голове белый чепец. Обе были аккуратные и воспитанные. Все уселись за круглый стол и стали обсуждать предстоящую встречу. Решено было, что Бом не будет представляться рождественским гномом, а скажет мальчику все, как есть. Но подарок в честь Рождества он принесет, ведь в Рождество все получают подарки. В качестве подарка Роза предложила горшочек с цветами, а Мила творожный пудинг. Но Бом сказал, что мальчику это не подойдет. Он порылся в своем сундуке и вытащил деревянный кораблик с холщевыми парусами и яркими вымпелами на мачтах. Когда-то он сам вырезал этот парусник, начитавшись про море и морские путешествия.
-Вот это, я думаю, как раз для мальчика.
Феи согласились, что так оно и есть. Ближе к полуночи они разошлись, а Бом сказал, что завтра расскажет обо всем. Прихватив кораблик, он пробрался по затихшему дому в верхний этаж, где располагалась комната мальчика. И приотворил дверь. Ночная лампа была потушена, но свет полной луны освещал каждый уголок. Мальчик лежал на кровати спиной к двери. О спал, но проснулся сразу же, как Бом шагнул в комнату. Он сел на кровати, во все глаза глядя на Бома.
-Ты рождественский гном? - спросил он.
-Я гном, - ответил Бом, - но, прежде всего, давай познакомимся.
-Давай, - с готовностью ответил мальчик, - меня зовут Тим. Полное имя Тиммерли Рэй, но так меня будут звать, когда я вырасту, а сейчас просто Тим.
-Очень рад, Тим. Меня зовут Бом, - ответил гном, снимая колпачок и наклоняя голову. - Мое полное имя Бомбус из династии часовых гномов, но ты можешь звать меня просто Бом.
-И я очень рад, Бом. Забирайся ко мне!
Бом сначала подумал, что не дело толочься в кровати, но решил, что в это время мальчику правильнее всего находиться все же в постели, поэтому ловко забрался к Тиму.
-Это тебе, - сказал он, протягивая кораблик.
-Мне? - выдохнул мальчик, осторожно принимая подарок. - Вот это да! Это лучший подарок на Рождество!
Бом заулыбался, радуясь, что подарок пришелся по душе.
-Ты рождественский гном? - снова спросил Тим.
-Нет, боюсь, что я разочарую тебя, я самый обычный домашний часовой гном, - и он рассказал мальчику все, что он знал о рождественских гномах. Тим зачарованно слушал. Потом воскликнул:
-Но это же здорово, что ты не рождественский, а домашний гном, иначе тебе бы пришлось возвращаться в Норвегию после праздника. А мне так не хочется с тобой расставаться. Расскажи, как ты живешь!
Бом решил пока не открывать Тиму где находится его домик, но рассказал о том, как он заботится о часах, следит за их ходом, слушает их бой или тиканье и по ним может определить все ли у часов в порядке.
-Я слышал сегодня ваш разговор в столовой, почему ты хотел непременно увидеть нас?
-Вы другие и с вами интересно. Вы знаете много сказок и много чего умеете. Этот кораблик ты сделал сам?
-Да, - кивнул Бом, и подумал, что ему нравится этот любознательный мальчик, и ему тоже интересно с ним. И они проболтали еще целый час. Тим рассказал, как летом он осторожно ловил сачком бабочек, рассматривал в лупу, а потом отпускал. А Бом поведал, что когда он не слишком занят, то любит покататься верхом на маятнике столовых часов. Или от нечего делать натереть паркет, а потом скользить по нему, словно по льду. Тим слушал и заливался смехом.
-Мама иногда благодарит слуг за то, что так хорошо натерли паркет, а они говорят это не мы. А это оказывается ты! - Тим покатывался со смеху.
-А мы с мамой буем делать кормушки для птиц, чтобы развесить их в саду, - добавил он, насмеявшись. Бом похвалил и сказал, что понимает птичий язык и узнаёт много интересного, когда птицы прилетают из теплых стран и рассказывают о своих путешествиях.
Пробили часы в столовой. Бом поднял свой колпачок и сказал:
-Нам пора прощаться.
-Но ты придешь еще? - в глазах Тима было столько ожидания.
-Конечно, ведь мы с тобой подружились, - улыбнулся Бом. Он достал из кармана жилетки и протянул мальчику серебряный колокольчик.
-Когда я буду тебе очень нужен, позвони, и я появлюсь. Но это для крайних случаев. Я буду приходить к тебе каждый вечер перед сном и рассказывать сказку или просто поболтать, договорились?
-Да, - закивал Тим. Он уже очень хотел спать, глаза его закрывались сами собой.
Бом соскользнул на пол и отправился в свой домик. Ему тоже пора было отдохнуть. Напоследок он сотворил небольшое волшебство: взмахнул руками, и кроватку Тима окутало тонким сверкающим кружевом ласковых снов. Бом счастливо улыбнулся – Рождество преподнесло ему дорогой подарок – нового друга.
автор Е.Ануфриева, изображение - рисунок из соц.сети.