Что ни сезон, то Борис Юхананов, худрук бывшего Драмтеатра имени Станиславского, нынче именуемого по-модному Электротеатр «Станиславский», ставит какую-нибудь оперу, а то и целый оперный цикл (или сериал, как говорит сам режиссер). По крайней мере, он искренне в этом убежден: на афишах пятичастных «Сверлийцев», «Галилео» и только что появившейся в Москве «Октавии...» сакраментальное слово «опера» фигурирует на полном серьезе.
Впрочем, в век постмодернизма, когда слова частенько не значат ничего или, наоборот, значат очень много (чтобы в этом убедиться, необходимо обратиться к теоретическим трудам самого Юхананова), термин «опера» применяется ко всему что ни попадя. Театральные перформансы, лишенные или музыки, или драматургии, или оркестра с хором, или пения, или сразу всего вместе, их авторы ничтоже сумняшеся называют звучным итальянским словом. Этот жанр, не так давно считавшийся у отечественных интеллектуальных снобов пыльным реликтом эпохи соцреализма, в последние годы вдруг стал невозможно модным, поэтому «примазаться» к нему спешит каждый. Барочные кантаты и оратории, авангардистские хэппенинги, театрализованные реквиемы и пассионы, немыслимые компиляции из плохо стыкующихся опусов гениальных композиторов давнего и недавнего прошлого — в оперу теперь записывают все.
«Октавия. Трепанация», российская премьера которой прошла на днях (мировая состоялась в Амстердаме два года назад — проект является копродукцией с Голландским фестивалем), — типичный продукт эпохи постмодерна. Здесь нет, например, не только оркестра, но и вообще какого-либо инструментального музыкального сопровождения — одни акустические эффекты, моделируемые на компьютере, за которым в режиме реального времени ворожит саунд-дизайнер Олег Макаров. Правда, пение в спектакле присутствует: четыре солиста (Алексей Коханов — Сенека, Сергей Малинин — Нерон, Арина Зверева — Призрак Агриппины, Василий Коростелев — Префект) всю дорогу упражняются в атональном вокале (авторства композитора Дмитрия Курляндского), бессмысленном и угнетающем, от которого постоянно клонит в сон, настолько он однообразен и скучен. Драматургии и драматического развития в «опере» тоже не наблюдается: в ее основе — трагедия Сенеки «Октавия», однако та чудесным образом прерывается вербальными инвективами ни много ни мало самого Льва Давидовича Троцкого (в исполнении нарочито-пафосного Юрия Дуванова — драматическая роль), отчего все действо приобретает абсурдистский налет, а любую логическую последовательность утрачивает абсолютно.
Кстати, о тирании: как декларируют Юхананов и Курляндский, весь перформанс задуман ради нее, точнее, ради борьбы с ней — подзаголовок «трепанация» настаивает на необходимости избавления от любых проявлений несвободы. В Голландии спектакль был впервые показан к столетнему юбилею российской революции: спустя век освобождение от монархии трактуется авторами перформанса исключительно в негативном ключе, лишь как смена одного авторитарного режима на другой. Образы диктатуры многогранны, но Юхананов и Курляндский, помимо большевистской, выбирают еще две — римскую в лице императора Нерона (который, как известно, любил, но не умел петь и, помимо прочего, еще и тиранил своими вокализами окружающих) и китайскую, столь очевидно не персонифицированную в спектакле.
23 октября 2019 г., "Культура"