Каждый пассажир, который садится в поезд, хочет доехать в целостности и сохранности. Железная дорога тоже заинтересована довезти пассажиров и грузы без повреждений. Поэтому и применяются самые разнообразные меры для безопасного движения поездов.
Какие же меры применяются против крушений, аварий, катастроф?
1. Запрещающий сигнал светофора. В Инструкции по сигнализации по этому поводу написано:
2. Но запрещающий сигнал нужно не только увидеть, но и успеть отреагировать. Поэтому установленный перед ним на определённом расстоянии светофор загорается одним жёлтым огнём: "Разрешается движение с готовностью остановиться; следующий светофор закрыт".
3. Однако машинист может отвлечься и не заметить мимо какого сигнала он только что проехал. Для этого светофорная сигнализация на участках оборудованных автоблокировкой (а сейчас и с полуавтоблокировкой) дополняется автоматический локомотивной сигнализацией АЛСН, которая дублирует в кабину машиниста показание светофора, к которому приближается поезд. В любой момент машинист посмотрел на локомотивный светофор и увидел к какому сигналу он подъезжает. (В настоящее время локомотивные светофоры вмонтированы в комплексные локомотивные устройства безопасности (КЛУБы) или аналогичные приборы).
4. Для того, чтобы машинист с помощником не просто тупо смотрели вперёд, а соображали что делается впереди, в наследство от паровозной эпохи остался "Регламент переговоров между машинистом и помощником машиниста", в соответствии с которым помощник машиниста называет показание светофора и скорость движения, а машинист эту информацию повторяет. Например, "Входной зелёный, скорость не более 100 км/ч". - "Вижу зелёный входной, скорость до 100".
5. При проследовании жёлтого сигнала устанавливается ограничение максимальной скорости. Раньше было 80 км/час, но после крушения в Подсосенке в 1992 г. эту скорость снизили до 60 км/час. Сделано это для того, чтобы сбить локомотивную бригаду с автоматизма в действиях.
6. Для этой же цели установлена особая технология подъезда к запрещающему сигналу: за 500 м скорость не должна превышать 20 км/час.
7. Чтобы локомотивная бригада не заснула при движении на запрещающий сигнал, помощник машиниста встаёт со своего места и подходит к машинисту, а машинист периодически подаёт три коротких свистка - сигнал "Стой!"
8. Для предотвращения засыпания локомотивной бригады в кабине периодически раздаётся неприятный свисток. Отключить его можно, нажав специальную рукоятку бдительности (РБ).
9. А если несмотря на все предосторожности поезд всё-таки проехал запрещающий сигнал? Далеко он не уедет, так как сработает автостоп и поезд остановится без участия машиниста.
Как видно, целых девять пунктов предприняты для того, чтобы сделать железные дороги безопасным видом транспорта. Правда, некоторые из них устарели, в настоящее время их можно отменить. Насколько эти меры справляются со своими обязанностями? Вполне хорошо справляются. Крушения в поездной работе встречаются крайне редко, гораздо больше происшествий при производстве манёвров.
Что же касается безопасности Российских железных дорог в мире, то по данным за 1996 г. (более свежими данными не располагаю) они находились на третьем месте, опережая США и почти все европейские страны.