Стандартно бизнес может начинаться с одного из двух типовых подходов: решить задачу или заработать деньги. И тот, и другой при определенных условиях может стать успешным. Однако, как показывает практика, легендарными чаще всего становятся все же первые. И слава Мавроди тут не при чем.
Проблема, которую подсказывает развитая эмпатия или личный потребительский опыт, решается за счет имеющихся и привлекаемых компетенций. А вот заработать на этом деньги помогает уже врожденная предпринимательская жилка, к которой прикладывается определенная удача и добрые советы бывалых. Или, на худой конец, бизнес-образование.
Во втором же случае решается всего одна проблема: где взять деньги. Ответ на этот вопрос заранее известен — у потребителя. Вся схема выстраивается для того, чтобы клиент максимально быстро и относительно безболезненно расстался со всей доступной ему суммой. И в дальнейшем не имел возможности оспорить основания ее перехода.
Отсюда следует вполне логичный акцент на особенностях организации жизненных процессов в компании. В первом случае упор делается на маркетинг. Для того, чтобы максимально полно раскрыть для клиента выгоды решения проблемы именно тем способом, который предлагает бренд. Во втором — на продажи. Техника и технологии, этапы и виды: для того, чтобы быстро и гладко провести выгодную для одной стороны сделку.
Я не хочу оценивать преимущества того или иного подхода. На практике «игра в долгую» может обернуться тем, что клиент, получив первичное знание о решении проблемы, не придет повторно — за покупкой — просто потому, что денег к этому моменту у него уже не будет. В ситуации вечной нестабильности и падающего рынка выигрывают мощные импульсы и громкие заявления, пробуждающие принять решение «здесь и сейчас». А умение крикнуть громче всех и сыграть на хайпе становится базовым условием успешности.