В этой картине развивающихся, появляющихся и изменяющихся относительных истин мы искали наличие объективных моментов, зерен, которые в своей совокупности образуют абсолютно объективную истину, являющуюся незаменимым орудием в деле объяснения мира и его изменения.
Следует еще раз подчеркнуть, что идея объективно-реального существования материи как глубочайшей сущности мира, имеющей в качестве своих атрибутов движение, пространство и время, остается основной идеей общей теории, следовательно, всей диалектико-материалистической гносеологии всего развития современного естествознания, в особенности современной физики лежащей у истоках рождающих диалектику. В настоящем труде это положение рассматривается в самых различных аспектах, 50-летнее развитие советской физики и всего советского естествознания, связанное с развитием прогрессивной физической естественнонаучной мысли во всем мире, наглядно показывает истинность этого утверждения бессмертного автора "Материализма эмпириокритицизма".
В наши дни еще встречаются генетики и биологи, отрицающие не только определяющее, но всякое влияние среды на организм приписывающие среде, в лучшем случае, роль повода для выявления определяющего действия генов. Один из этих генетиков лауреат Нобелевской премии профессор Франсуа Жакоб в своей статье "Прогресс перспективы биологии клетки" совсем недавно писал: "Единственная инструкция, которая могла быть дана извне, это сигнал: да или нет". Деятельность генов можно сравнить с музыкой автоматического проигрывателя: нажимая на одну или другую кнопку, можно сделать выбор между пластинками машины выбрать ту, которую хочешь прослушать, но ни в коем случае нельзя изменить музыку, проигрываемую пластинки. Не только профессор Жакоб, но некоторые болгарские и другие биологи генетики поддерживают подобные взгляды на роль значение среды для развития организмов. Стоящим на позициях этой теории отражения и концепции диалектического развития нетрудно понять, что утверждения, подобные утверждениям профессора Жакоба, при их последовательном развитии неизбежно ведут к идеалистическому преформизму, т. е. безумной, выразимся на модном физическом языке, идее существования нуклеинового наследственного аппарата еще в первой клетке, появившейся в истории жизни содержащей в себе коды всего дальнейшего развития микроорганизмов, растений, животных и даже человека.
Эта поистине безумная идея, несмотря на утверждение некоторых физиков большой роли "безумных" идей, не приводит к правильным теоретическим практическим результатам.
И действительно, что представляет собой организм?
Организм, являясь не просто арифметической суммой или мозаикой органов, не является в то же время и холистическим целым, лишенным дифференциации афферентной и эфферентной активности.
Каждый организм потому и является организмом, что он, понимаемый и как целостность, и как сумма органов, и как часть определенной биосферы, не может ни существовать. ни быть мыслимым вне природной среды. Если среда абсолютно пуста, однообразна, неподвижна, то у организма не появится никаких органов, и он не в состоянии будет совершить никаких действий. В среде, в которой отсутствуют какие бы то ни было световые условия, организмы не могут иметь глаз; если бы, имея глаза, они переселились в подобную среду, они неизбежно потеряли бы их, причем вместо глаз они бы выработали себе другие органы, какими пользуются на Земле многие животные, живущие ночью или глубоко в земле. Абсолютно прав был академик С. И. Вавилов, который указывал: зная, что представляет собой Солнце, мы можем сделать заключение, что должны представлять собою зрительные органы. То же самое относится, в принципе, и ко всем другим органам — афферентным. Следовательно, из самого проверенного тысячелетним опытом человечества понятия организма и органов логически вытекает, что, во-первых, организм немыслим без соответствующей среды (внешней и внутренней) и, во-вторых, что афферентные органы появляются и развиваются в зависимости от характера и воздействия конкретно данной среды, т. е. что среда имеет не только реальное, но и определяющее значение для их появления и дальнейшего развития.
Следующий факт, который нужно отметить, состоит в том, что у всех низших организмов есть способность раздражения и, соответственно, способность реагировать на световые, звуковые, тепловые и другие излучения. Первоначально, однако, как и раздражения, так и ответные реакции были слабы и диффузны, и должны были пройти миллионы и миллиарды лет биологической эволюции, пока не появились такие органы, как глаза, уши, руки и др., имеющие свою специфическую форму, свои специфические закономерности восприятия действия предметов окружающей среды и обратного воздействия организма на них. Это относится и к человеческому организму, хотя в данном случае вопрос усложняется, переходя на качественно новый уровень, ввиду общественного характера среды, в которой он живет и которая качественно отличается от растительной биосферы, т. е. ввиду общественного характера самой его жизни, самих его действий, восприятий, мышления, языка и пр.
Никто из биологов и генетиков до сих пор не доказал, что первичные и простейшие организмы, размножающиеся посредством деления, содержали в себе те сложные, огромные молекулы ДНК, РНК и др., которые характерны для современных живых существ. Теперь считается теоретически и экспериментально доказанным, что свойство наследственности присуще не только нуклеиновым кислотам, но и белковой плазме, окружающей хромосому и "находящиеся на ней в линейном порядке гены".