Найти в Дзене
Александр Матусевич

Джакомо Пуччини. «Богема».

Puccini Giacomo (1858–1924) La Bohème Mirella Freni, Hilde Güden, Gianni Raimondi, Rolando Panerai, Giuseppe Taddei, Ivo Vinco, Peter Klein, Siegfried Rudolf Frese, Kurt Equiluz, Rudolf Zimmer, Herbert Zack, Rudolf Kreuzberger. Orchester und Chor der Wiener Staatsoper. Chormeister Roberto Benaglio. Dirigent Herbert von Karajan. BMG 74321 57736 2 (2 CD 52:48 + 51:43) Rec. 1963 © 1998 Джакомо Пуччини. «Богема». Мирелла Френи, Хильда Гюден, Джанни Раймонди, Роландо Панераи, Джузеппе Таддеи, Иво Винко, Петер Кляйн, Зигфрид Рудольф Фрезе, Курт Эквилус, Рудольф Циммер, Герберт Цак, Рудольф Кройцбергер. Оркестр и хор Венской государственной оперы. Хормейстер Роберто Бенальо. Дирижер Герберт фон Караян. В течение многих десятилетий, а после второй мировой войны на регулярной основе, все сколько-нибудь значимые спектакли Венской государственной оперы – премьерные, мемориальные и т.п. – транслировались Австрийским радио и им же были зафиксированы на пленку, в результате чего к настоящему момент

Puccini Giacomo (1858–1924)

La Bohème

Mirella Freni, Hilde Güden, Gianni Raimondi, Rolando Panerai, Giuseppe Taddei, Ivo Vinco, Peter Klein, Siegfried Rudolf Frese, Kurt Equiluz, Rudolf Zimmer, Herbert Zack, Rudolf Kreuzberger.

Orchester und Chor der Wiener Staatsoper. Chormeister Roberto Benaglio. Dirigent Herbert von Karajan.

BMG 74321 57736 2 (2 CD 52:48 + 51:43) Rec. 1963 © 1998

Джакомо Пуччини. «Богема». Мирелла Френи, Хильда Гюден, Джанни Раймонди, Роландо Панераи, Джузеппе Таддеи, Иво Винко, Петер Кляйн, Зигфрид Рудольф Фрезе, Курт Эквилус, Рудольф Циммер, Герберт Цак, Рудольф Кройцбергер. Оркестр и хор Венской государственной оперы. Хормейстер Роберто Бенальо. Дирижер Герберт фон Караян.

В течение многих десятилетий, а после второй мировой войны на регулярной основе, все сколько-нибудь значимые спектакли Венской государственной оперы – премьерные, мемориальные и т.п. – транслировались Австрийским радио и им же были зафиксированы на пленку, в результате чего к настоящему моменту накоплены значительные архивные аудиофонды одного из ведущих оперных театров мира, нередко хранящие свидетельства высоких образцов исполнительского искусства. В конце 1990-х руководство театра совместно с Ассоциацией государственных театров страны решило открыть эти архивы для широкой публики, начав выпуск серии компакт-дисков с записями «живых» спектаклей за весь послевоенный период («Wiener Staatsoper Live»).

Одной из таких записей стала трансляционная версия пуччиниевской «Богемы» от 9 ноября 1963 года. По сути это был перенос на венскую сцену знаменитой постановки Караяна – Дзеффирелли, осуществленной несколько ранее в театре «Ла Скала» с почти тем же составом основных протагонистов. Караян, в течение восьми лет руководивший венским театром, пытался вывести только недавно открывшуюся после восстановления Оперу из состояния местечковой замкнутости, характерной для периода фашизма, приглашая на постановки иностранных произведений лучших исполнителей со всего мира.

Караяновская трактовка «Богемы» хорошо известна и в мире, и в России: существуют во многом эталонная студийная запись с миланским составом исполнителей, фонограмма к известной экранизации, также сделанной на основе дзеффиреллиевской постановки, наконец, в 1964 году москвичи лично познакомились с этим шедевром во время первых гастролей «Ла Скала» в нашей стране. К сожалению, данный вариант во многом уступает студийной версии, хотя здесь, конечно, сохраняется обаяние живого спектакля, ощущение сопричастности живому творческому процессу. Несмотря на работу реставраторов, качество записи оставляет желать много лучшего: дисбалансы звучания отдельных групп инструментов и солистов сопровождают вас на протяжении всех четырех актов, причина чего, конечно, не в самих исполнителях, а, прежде всего, в техническом уровне трансляции сорокалетней давности. Из-за этого пострадали многие красоты в целом незаурядного исполнения, в частности 2-й акт (в Латинском квартале) производит впечатления какой-то сумятицы и неразберихи, а его многоуровневая музыкальная ткань тонет в общем гуле. Вообще, из-за неважного качества трансляции, все ансамбли, коих в опере немало, звучат невнятно и блекло, что, как нам известно из других записей, вряд ли можно отнести на счет дирижера. Караяновский нерв спектакля вполне чувствуется и здесь, однако многие детали, к сожалению, остаются безвозвратно утраченными.

Мирелле Френи (Мими) единственной из исполнителей удается демонстрировать стабильно высокий уровень вокального мастерства на протяжении всего спектакля. Складывается впечатление, что в то время как ее коллеги пели спектакль «в живую» с почти неизбежными в такой ситуации огрехами, только Френи была дана возможность записать свою партию в студии – со множеством дублей и непосредственно у микрофона: настолько безупречна ее вокальная линия, совершенна фразировка, уверенны высокие ноты. Для Джанни Раймонди (Рудольф) данный спектакль явно не лучший в его карьере: легко взятые высокие ноты – единственное за что певца стоит похвалить, в остальном Раймонди поет ниже своих же возможностей, поскольку его фразировка груба, он постоянно испытывает проблемы с дыханием. Хотя нельзя не отметить, что образ бесшабашного поэта-повесы тем не менее ему удается вполне. Если бы не недостатки самой записи, то Роландо Панераи, Джузеппе Таддеи и Иво Винко можно считать наилучшим из возможного окружения для главных героев, чья актерская игра столь же высокого калибра, что и вокальное мастерство. Но если Панераи (Марсель) оставляет все же устойчивое впечатление того, что это баритон все-таки не первого ряда, то Винко (Коллен) превзошел себя в своем скорбном ламенто о старом плаще (диск 2, дорожка 8). Хильда Гюден (Мюзетта) – вполне традиционная капризная субретка, по вокальной манере несколько выбивающаяся из единого стиля ее итальянских коллег, хотя ее вальс (диск 1, дорожка 9) не лишен истинно венского (но не парижского) шарма.

В целом эта запись, несмотря на звездный состав исполнителей, приносит больше разочарований, чем удовлетворения и будет интересна скорее заядлым коллекционерам, которые пожелают иметь в своем собрании «еще одну» «Богему», на этот раз в качестве «документа» эпохи, нежели рядовым любителям оперы.

AudioMusic, № 2, 2004