В 20-х годах 20-го же века песня про кирпичики была необычайно популярна. Какое-то время она даже была "музыкальной визиткой" этого периода. В эти годы композитор Валентин Кручинин пытался совместить популярность "жестокого романса" у нэповской публики с запросами нового пролетарского руководства и "производственной" тематикой.
Вместе с поэтом Павлом Германом он создаёт несколько таких романсов. Гибрид оказался интересным и быстро приобрёл популярность. Особенно песня про кирпичный завод - " Кирпичики". Возникло даже множество переделок. Впрочем, популярность была недолгой, а для автора даже и не очень доброй, поскольку большинство переделок были приблатнёнными, и популярность ушла в среду маргинальную.
Другие песни из этого цикла такой известности не обрели, но их с благодарностью вспоминали даже и в послевоенные годы. Например "Манькин посёлок".
Я услышал песни Кручинина в раннем детстве от мамы. 20-е годы - время её отрочества и ранней юности (в год смерти Маяковского, 1930-й, ей было 19 лет). И у неё сохранился "песельник" тех лет. Тут надо сказать несколько слов об этих песельниках. Техника тогдашней звукозаписи была не очень совершенной и достаточно дорогостоящей. Потому песни распространялись со слуха. Я ещё помню специальные радиопередачи "Разучиваем песню", в которых диктовался текст, чередующийся с проигрыванием отрывков исполнения песни, пока вся она не запоминалась. Издавались песенники - сборники текстов песен, часто тематические: молодёжные, военные, лирические, о Родине, о партии, о дружбе. Но многие, особенно девушки составляли свой собственный сборник текстов любимых песен. Их-то и называли песельниками. Последний раз я видел их 15 лет назад, когда на 45-тилетие после окончания вуза собирал у себя своих однокурсниц.
Когда мама доставала свой песельник, я слышал песни её юности, в том числе и кручининские. А потом очень долго их не слыхал вообще. Но вот "Шахту номер три" я так и не могу найти и услышать.
Мне кажется, это была интересная страничка нашей истории.