Фраза из «Покровских ворот» звенит в памяти восторженным голоском актрисы Никищихиной: «Высокие, высокие отношения!». Тут же следует отзыв победным голосом актрисы Ульяновой: «Нормальные – для духовных людей!».
Высокие отношения далеки от зова плоти и мелкособственнических интересов. В фильме женщина и оба её мужа прекрасно ладят друг с другом (по крайней мере, такая картина гармонии представлена друзьям семьи), и, несмотря на оттенок комизма, это пример отношений, простроенных необычными людьми. Обычные же люди ведут себя… ну, как обычно: ревнуют, скандалят, делят квадратные метры, кастрюли и сковородки, мстят, пакостят.
Теперь посмотрим под другим углом. Бывшая жена желает контролировать бывшего мужа, распоряжаться им, будто он несмышлёныш, владеть им, как владела раньше. Нынешний её муж в высшей степени терпимо относится к бывшему мужу, потому что не считает его мужчиной, а считает ребёнком. За мнимой гармонией кроется всё то же, что всегда.
Ладно, это кино, а как бывает в жизни?
Отношения исключительно духовные складываются между отшельником и его богом. В этом случае высокодуховность не вызывает сомнений. Почти не вызывает. Или, допустим, одинокая женщина живёт со своим котиком душа в душу. Кто заподозрит, что она мечтает взять этого зассанца за хвост и шмякнуть об стену? То есть, такое возможно, но естественнее предположить, что она его просто-напросто любит, без отягчающих мыслей. Любовь к богу и любовь к животному вряд ли чреваты приступами ревности и зависти, не связаны с заботами об имуществе и финансах, о потомстве, о репутации, о конкурентоспособности…
Когда отношения складываются между человеком и человеком, причём не в пустыне, а в населённом месте, что-то мешает поверить в возвышенность чувств. Потому что мы знаем, как часто рушатся верные дружбы и крепкие браки, потому что окружение – и мы часть окружения, мы тоже участвуем – постоянно нашёптывает, науськивает, стращает. Потому что даже благороднейшие натуры поддаются дурному влиянию. Надо быть богом, чтобы остаться на высоте.