Как забытый советский криминальный фильм опередил западные образцы
Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!
Дорогие друзья, мы вновь возвращаемся к проблеме т.н. «советского нуара», то есть к созданию определенного рода криминальных лент в СССР. На этот раз в поле нашего зрения попал не просто интересный, а воистину уникальный фильм.
Мы говорим о ленте «Мисс Менд», в 1926 году побившей все мыслимые рекорды, которые только мог поставить фильм, снятый в Советской России. Так собственно, в чём его уникальность, если не считать исключительной популярности у публики? Во-первых, это полноценная криминальная сага, которая (внимание!!!) длится три часа. Впрочем, лично мне кажется, что фильм показывали в трех раздельных сериях (каждая длится чуть больше часа), так как сие творение относилось к «нэпманскому кино», а «нэпманы» явно не были намерены работать себе в убыток.
Во-вторых, в основе фильма лежат литературные творения Мариетты Шагинян, которая еще не отметилась славословиями в честь советских вождей, но под псевдонимом «Джимми Доллар» выпустила целую серию революционно-криминальных повестей. Проще говоря, создавала «палп» или «бульварное чтиво», которое на Западе стало одним из источников нуара. Хотя справедливости ради отметим, что аналогичную тенденцию можно было наблюдать и в среде «белой эмиграции». Так что политика здесь была, по сути, ни при чём.
Третьим уникальным моментом было то, фильм «Мисс Менд» появился на год раньше, чем Йозеф Штернберг снял в США ленту «Преступный мир», то есть протонуар как бы появился в Советской России несколько раньше. По этой причине существование т.н. «советского нуара» является не допущением, не условностью, а вполне логичным культурным явлением. То, что в «Мисс Менд» наличествуют элементы эксцентрики, ничего в принципе не меняет. Криминальные комедии в итоге отпочковались как самостоятельный жанр именно от классического нуара.
Собственно сюжет фильма не будем пересказывать, тем более, что это не имеет смысла, ибо в ленте масса сюжетных поворотов, связанных с гибелью миллионера, который решился на сотрудничество с Советской Россией. Явный намек на Арманда Хаммера, любившего провозглашать себя «другом СССР» (конечно, не себе в убыток). Поскольку часть сюжета связана с криминальными приключениями американских репортеров в «стране Советов», становится понятно, откуда Э.Рязанов почерпнул идею для «Необычных приключений итальянцев в России» (1974).
Сайт про жанр нуар http://noir-film.ru/
Отдельно надо обратить внимание на «маркетинговое сопровождение» ленты, в частности, создание целой серии афиш, активно привлекавших внимание потенциального зрителя. В частности, супруги Лавинские на своей афише создали фактически каноническое (в будущем) изображение негативного героя, характерного для нуара злодея-декадента. Это мрачный гений Чиче (ну и имечко у злодея!), который возглавляет тайную фашистскую организацию и мечтает о том, чтобы превратить «молодой СССР» в полигон для испытаний бактериологического оружия. Обратите внимание – «на улице» всего лишь 1926 год!
На этом мы заканчиваем наш сегодняшний рассказ. Однако очень скоро вернемся к анализу других кинолент, относящихся к так называемому «советскому нуару». А потому не забывайте читать наши материалы. А ещё лучше подписывайтесь на наш канал! Искренне Ваш Андрей Васильченко, автор книги «Пули, кровь и блондинки. История нуара»