Найти тему
НУАР-NOIR

Нуар молодой страны Советов

Как забытый советский криминальный фильм опередил западные образцы

Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!
Афиша к фильму "Мисс Менд", созданная супругами Лавинскими
Афиша к фильму "Мисс Менд", созданная супругами Лавинскими

Дорогие друзья, мы вновь возвращаемся к проблеме т.н. «советского нуара», то есть к созданию определенного рода криминальных лент в СССР. На этот раз в поле нашего зрения попал не просто интересный, а воистину уникальный фильм.

Мы говорим о ленте «Мисс Менд», в 1926 году побившей все мыслимые рекорды, которые только мог поставить фильм, снятый в Советской России. Так собственно, в чём его уникальность, если не считать исключительной популярности у публики? Во-первых, это полноценная криминальная сага, которая (внимание!!!) длится три часа. Впрочем, лично мне кажется, что фильм показывали в трех раздельных сериях (каждая длится чуть больше часа), так как сие творение относилось к «нэпманскому кино», а «нэпманы» явно не были намерены работать себе в убыток.

Афиша к фильму "Мисс Менд" (1926)
Афиша к фильму "Мисс Менд" (1926)

Во-вторых, в основе фильма лежат литературные творения Мариетты Шагинян, которая еще не отметилась славословиями в честь советских вождей, но под псевдонимом «Джимми Доллар» выпустила целую серию революционно-криминальных повестей. Проще говоря, создавала «палп» или «бульварное чтиво», которое на Западе стало одним из источников нуара. Хотя справедливости ради отметим, что аналогичную тенденцию можно было наблюдать и в среде «белой эмиграции». Так что политика здесь была, по сути, ни при чём.

Кадр из фильма "Мисс Менд" (1926)
Кадр из фильма "Мисс Менд" (1926)

Третьим уникальным моментом было то, фильм «Мисс Менд» появился на год раньше, чем Йозеф Штернберг снял в США ленту «Преступный мир», то есть протонуар как бы появился в Советской России несколько раньше. По этой причине существование т.н. «советского нуара» является не допущением, не условностью, а вполне логичным культурным явлением. То, что в «Мисс Менд» наличествуют элементы эксцентрики, ничего в принципе не меняет. Криминальные комедии в итоге отпочковались как самостоятельный жанр именно от классического нуара.

Кадр из фильма "Мисс Менд" (1926)
Кадр из фильма "Мисс Менд" (1926)

Собственно сюжет фильма не будем пересказывать, тем более, что это не имеет смысла, ибо в ленте масса сюжетных поворотов, связанных с гибелью миллионера, который решился на сотрудничество с Советской Россией. Явный намек на Арманда Хаммера, любившего провозглашать себя «другом СССР» (конечно, не себе в убыток). Поскольку часть сюжета связана с криминальными приключениями американских репортеров в «стране Советов», становится понятно, откуда Э.Рязанов почерпнул идею для «Необычных приключений итальянцев в России» (1974).

Афиша к фильму "Мисс Менд" (1926)
Афиша к фильму "Мисс Менд" (1926)

Сайт про жанр нуар http://noir-film.ru/

Отдельно надо обратить внимание на «маркетинговое сопровождение» ленты, в частности, создание целой серии афиш, активно привлекавших внимание потенциального зрителя. В частности, супруги Лавинские на своей афише создали фактически каноническое (в будущем) изображение негативного героя, характерного для нуара злодея-декадента. Это мрачный гений Чиче (ну и имечко у злодея!), который возглавляет тайную фашистскую организацию и мечтает о том, чтобы превратить «молодой СССР» в полигон для испытаний бактериологического оружия. Обратите внимание – «на улице» всего лишь 1926 год!

На этом мы заканчиваем наш сегодняшний рассказ. Однако очень скоро вернемся к анализу других кинолент, относящихся к так называемому «советскому нуару». А потому не забывайте читать наши материалы. А ещё лучше подписывайтесь на наш канал! Искренне Ваш Андрей Васильченко, автор книги «Пули, кровь и блондинки. История нуара»