Сопроводительное письмо - это тот документ, который сегодня служит обязательным сопровождением резюме даже в массовом формате HH. Не все их пишут, например, мой знакомый резюме засылал без письма - так он айтишник, ему можно. В остальных случаях, как правило, нужно. А иногда даже и обязательно, когда работодатель об этом просит в тексте вакансии: напишите сопроводительное письмо, а в нем - сакральную фразу "Почему вы хотите к нам устроиться?"
На это многие могут справедливо позлорадствовать, что работа - это известное всем занятие за деньги, желательно крупные. Но никто не помешает эйчарам мечтать о супербренде и из рассказов соискателей составить потом EVP (уникальное торговое предложение для кандидата) и показать его генеральному директору (лайфхак, между прочим).
Еще одна причина существования сопроводительного письма, как я думаю, - лениво читать резюме (оно и правда скучнее). Зачем еще писать сопроводительные письма, не знаю, но надо так надо.
Давайте учиться их писать. На историческом примере, который попался мне сегодня на просторах социальной сети Фейсбук.
Перед вами письмо гениального философа Иммануила Канта. Со всем уважением к его памяти позволю себе некоторые рассуждения, на которые меня наталкивает текст этого письма.
Вообще, это не совсем сопроводительное письмо, потому что во времена Иммануила Канта резюме просто не было. Его письмо - это "два в одном", и резюме, и сопроводительное письмо одновременно. Кстати, на вакансию профессора Канта не взяли. Как пишет Википедия:
"К сожалению, письмо до неё (Елизаветы) так и не дошло, а затерялось в губернаторской канцелярии. Вопрос о кафедре был решён в пользу другого претендента — на том основании, что тот был старше и по годам, и по преподавательскому стажу."
Читая это письмо, приходишь к двум выводам и одному сожалению.
Выводы:
1) Рекрутеры и менеджеры ошибаются, потому что Errare humanum est (Человеку свойственно ошибаться, лат.). Их ошибки дорого стоят. Это было, есть и будет. Аминь.
2) И во времена Канта существовал эйджизм, только в другую сторону. Сейчас не берут тех кто старше сорока лет, потому что у нас культ молодости. А тогда был культ старческой мудрости, и молодой 34-летний выскочка Кант никого не заинтересовал. В общем, дискриминация по возрасту была, есть и будет. Аминь.
А сожалею я о том, что письмо Канта написано не по канонам российского рекрутинга. Если бы такое сейчас получили наши рекрутеры, они бы даже и читать не стали. Так и пишут в сети Фейсбук, ага. Давайте посмотрим, что в письме не так.
Ошибка №1 - Кант пишет много. Сейчас все советуют писать и сокращать (спасибо Ильяхову и Главреду). Так что, сокращаем текст наполовину. Но формулы вежливости оставляем, только в современном формате.
Ремарка. По правилам делового этикета 18 века письмо безупречно. Кант выполнил все нормы: обращение в начале, завершение в конце. Есть обоснование, развернутое доказательство, вывод.
Ошибка №2. Кант пишет о себе. С одной стороны, непонятно - а ком еще писать-то? Но, с другой стороны, многие российские рекрутеры и консультанты советуют не выпячивать себя - это настораживает. А писать о том, какую пользу вы принесете компании. Вот об этом Кант совсем не упоминает, увы.
Ремарка. Вообще-то Канту было чем гордиться. 34 года ему - а уже доктор наук. Это и по современным меркам круто.
Ошибка №3 - Кант умоляет и заискивает. В сопроводительном письме не нужно выражать отчаянную просьбу. Это будет замечено и воспринято негативно, ибо по-настоящему успешные люди ничего не просят, они типа на равных. У нас же время успешных. Но лесть никто не отменял - так что - в малых дозах можно.
Ремарка. По правилам делового этикета, обращаясь к монаршей особе, Кант по-другому писать не мог. Это норма 18 века.
А теперь посмотрим, что же в письме хорошо.
1. Кант перечисляет свои заслуги в цифрах. Это очень хороший прием, бросается в глаза и фокусирует внимание на главном - достижениях.
2. Кант использует внятное объяснение, почему он обращается с просьбой - умер профессор, вакансия освободилась. В современном формате - это что-то типа - написать о вакансии, что в ней привлекает.
3. Кант обращается напрямую к самому главному руководителю и выделяет её отношение к ученым. Императрица Елизавета Петровна - действительно открыла эпоху Просвещения в России, покровительствовала ученым и выделяла много денег на науку, именно при ней в 1755 году был открыт Московский университет. Прямое обращение - если вы знаете, кому лично пишете - приятно читающему.
В целом, мне лично, письмо Канта очень нравится. Считаю, что с поправкой на время и с учетом упомянутых ошибок его можно взять за образец.
Удачи в трудоустройстве!
P.S. Из личного опыта. В процессе поиска работы я писала разные сопроводительные письма: короткие, подлиннее, с достижениями и без. По моим данным, никакой корреляции между текстом письма и количеством откликов не выявлено.