Найти в Дзене
Хроники Пруссии

Без «Гитлерюгенда»: как после войны выживали дети Восточной Пруссии. Часть 2

В апреле 1946 года Временное гражданское управление Кёнигсбергской области приняло решение об увеличение числа детских домов, и менее чем два месяца спустя в Кёнигсберге функционировало уже 5 таких учреждений, плюс еще 14 при районных комендатурах (в общей сложности там проживали 2468 немецких сирот). Летом того же года немецкие детдома передали в ведение отдела народного образования, то есть, гражданским властям. Из них один был дошкольным (для детей до 7 лет), 4 являлись школьными (для детей старше 7 лет), и 14 - смешанными.

Администрациям детдомов быстро пришлось столкнуться с той же проблемой, что и главврачам кёнигсбергских больниц незадолго до этого. Например, детский дом № 1 на улице Киевской, 14 изначально был рассчитан на 150 детей, а реально принял 212.

Наладили и систему отбора. В феврале-марте 1946 года сначала военные, а затем милиция и наробраз проводили работу по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей. Таких сначала направляли в детприемники-распределители (в Кёнигсберге их было два – на Верхнеозерной, 17/19 и на Химической, 29), где дети находились до двух недель, проходя медосмотр и при необходимости - карантин. Затем по путевкам облоно всех распределяли в детские дома. Предполагалось организовать и детскую колонию с промышленным профилем по образцу легендарных макаренковских - для сирот возрастом от 14 лет. После получения профессиональных навыков воспитанников трудоустраивали бы на различные предприятия региона. Но с этим проектом что-то не срослось.

-2

Настоящий наплыв в детдома произошел зимой 1946-1947 года, которая выдалась невиданно суровой для этих мест и усугубила последствия острой нехватки продовольствия. «Это вы привезли с собой свою русскую зиму», - говорили советским переселенцам (им, кстати, тоже пришлось туго) немцы, которых голод и холод косили со страшной силой.

«В результате высокой смертности среди немецкого населения много детей оказалось на улицах, - подтверждает Я. Н. Строганова. - Немало было из многодетных семей, о чем свидетельствует список сиротского дома Лиска-Шаакен, где находилось по 3-6 детей из одной семьи. Попадали в детские дома и дети, родители которых были осуждены за воровство продуктов».

В начале 1947 года, стремясь избавиться хотя бы от городских беспризорников, все детдома решили перевести в сельскую местность. Таким способом можно было заодно хотя бы отчасти облегчить проблему снабжения продуктами: дети могли бы трудиться в подсобных хозяйствах, на полях и огородах. Но массового исхода на пленер не вышло, переселили только детдома №№ 1 и 3. Как бы то ни было, к 1 сентября 1947 года в области уже насчитывалось 23 детских дома с общим числом 3355 детей, среди которых было 68 русских.

Финансирование оставляло желать много лучшего: в 1946-1947 учебном году детдомам выделили около 14 миллионов рублей. При этом на содержание одного русского ребенка отводилось свыше 7 тысяч рублей в год, а на немецкого полагалось только 4700. Продолжались перебои с продуктами – как в немецких, так и в русских детских домах.

«...Имелась, правда, еда, однако, ее всегда не было достаточно, чтобы быть сытыми, - вспоминала одна из воспитанниц немецкого детдома. - Но по сравнению с детьми, которые не находили приюта, нам было хорошо. Мы имели крышу над головой и кровать».

Вдобавок обострилась проблема с персоналом. Квалифицированных педагогов для детдомов в Кёнигсберге-Калининграде и области катастрофически не хватало. Неудивительно, что поначалу все они, начиная с дворника и заканчивая заведующим, были немцами. В число завов затесались даже двое пасторов, а среди воспитательниц и нянечек оказалось 13 монашек. Отношение советской власти к служителям культа было традиционно негативное, а уж доверять им воспитание будущих строителей коммунизма и вовсе никто не собирался. Поэтому к 1 июля 1947 года руководителями всех местных детдомов стали советские граждане.

-3

Увы, во многих случаях о необходимом уровне квалификации педагогов говорить не приходилось. Из 19 заведующих только 6 имели высшее педагогическое образование, 9 - незаконченное высшее, двое довольствовались средним. Причем у 16 собственно педагогический стаж не превышал одного года. Воспитателями в большинстве по-прежнему оставались немцы: из 142 было лишь 54 русских. Попытались просить помощи у Москвы, направив в отдел школ ЦК ВКП (б) и в Совмин РСФСР просьбу командировать в область хотя бы 40 воспитателей со знанием немецкого языка. Но ответа так и не дождались.

Немецкие детдомовцы подпадали под советский закон о всеобщем образовании. При 9 детдомах были открыты начальные школы, при двух - семилетки, функционировали городские и сельские учебные заведения. На улице Комсомольской (бывшей Луизен-аллее), где сегодня располагается средняя школа №27, тогда была школа для немецких детей, которую посещали и воспитанники детского дома № 5.

«Каждое утро один вид, - вспоминала немецкая учительница Люци Фальк. - Во главе идут маленькие девочки, дети-сироты следуют по двое в длинном ряду. Ни один ребенок не выходит из ряда. В своих темных пальто они представляют траурную процессию. Это не веселые, не озорные дети, они отличаются от всех остальных. Вид их 21 лиц бесстрастный, они очень многое пережили, видели и потеряли».

Маленьких немцев приучали к жизни в советском коллективе. Как и их русские сверстники, они праздновали годовщины Октябрьской революции, 1 Мая, дни рождения Ленина и Сталина, украшая к этим датам помещения, разучивая стихи и песни. Насколько удачной была эта попытка адаптации, можно спорить. Судя по всему, наибольших успехов достигли в детдоме Полесска, где, когда дошло до депортации немецкого населения, воспитанники в один голос заявили, что не желают ехать в Германию, а хотят остаться в СССР. Но известны и другие случаи, когда немецкие дети бережно хранили нацистскую литературу, фотографии лидеров НСДАП, игрушки с изображениями свастики.

-4

Возможно, процесс натурализации шел бы более успешно, если бы всех выпускников немецких детдомов (по достижении возраста 14 или 15 лет) удавалось трудоустраивать. Однако и с профподготовкой, и с работой были сложности: немецких подростков не принимали в ремесленные училища и школы фабрично-заводского обучения. К 1 июля 1947 года из 28 217 детдомовцев смогли трудоустроиться только 47, и редко кому повезло попасть на промышленные предприятия - чаще приходилось идти в военные совхозы. Девочки 15-16 лет имели шансы стать домработницами в обеспеченных русских семьях.

Начавшееся в октябре 1947-го выселение немцев из Восточной Пруссии в советскую оккупационную зону Германии подразумевало первоочередную отправку детдомовцев и обитателей домов престарелых.

«Воспитанники детдомов перед отъездом тщательно осматривались врачами; если среди них были больные, их оставляли до следующего выезда, - пишет Строганова. - Сирот снабдили новой одеждой».

Первый эшелон ушел 22 октября. Вторым - 24 октября выехало свыше 600 детей, которых сопровождали воспитатели и медперсонал. Третьим - 26 октября отправили 2331 ребенка. В общей сложности за октябрь-ноябрь из 10 тысяч депортированных немцев около 4 тысяч составляли детдомовцы. Всего было депортировано 102 494 человека, из которых 33 622 ребенка, это примерно треть от общего числа.

-5

Но что интересно, при этом совершенно забыли про тех немчиков, которые подались за пропитанием в соседнюю Литву! Множество их батрачило у тамошних крестьян, которые привозили в Калининградскую область для продажи сельхозпродукцию, а обратно возвращались с маленьким немецким работником, на котором впоследствии экономили кучу денег. Ведь даже если такой ребенок вдруг заболевал, в больницу он не обращался, поскольку не знал ни литовского, ни русского языка. Лишь некоторые оказались в тамошних детдомах, где получали литовские имена. Известно, например, о немецкой девочке Ханкелоре Вайнтке, которая стала Анжелой Вайвадите .

Оказавшиеся в Литве немецкие дети скрывались по хуторам у своих хозяев вплоть до 1952 года, когда Министерство Государственной безопасности СССР приняло директиву №202, согласно которой «немецкие литовцы» могли принять советское гражданство. Точное их количество осталось неизвестным.

Читать первую часть.