Найти тему
Глазами космополита

От шабата до шабата: мошенничество со страховками в Израиле

Здесь еврей и ты и я,
мы единая семья:
от шабата до шабата
брат (*накалывает) брата.

По соображениям цензуры я заменил одно слово в этом знаменитом четверостишии Игоря Губермана, который точно знает, о чем пишет, поскольку уже давно живет в Израиле. Конечно, люди обманывают друг друга повсюду, но тут вот какое дело. Живете вы, скажем, в России. Там вокруг каждой твари по паре - русские, украинцы, татары, белорусы, евреи и разные прочие шведы. Православные, мусульмане, кришнаиты, атеисты. Местные и понаехавшие, Ура-патриоты и либералы. Все делятся на своих и чужих, дружат друг против друга, радуются проблемам соседей. Не все, да, не все. Но этого много и это не вызывает удивления, потому что причины на поверхности.
И тут ты переезжаешь в Израиль, где все наоборот. Люди тут из разных стран, но все до одного - евреи. Ну, не считая арабов.
А это значит, что все мы одинаковые, все свои. У нас для разногласий не так много поводов. По мелочи в основном. Однако всякого рода мошенничество процветает почему-то именно здесь. Разумеется, опытный антисемит совсем этому факту не удивится и сообщит нам, что мошенничество в природе каждого еврея. И я бы мог с ним согласиться, если бы не то обстоятельство, что пострадавшие от мошенников тоже вообще-то евреи, а значит, что честных и простодушных среди нас уж точно не меньше, чем хитрых и вероломных.
Я, например, всегда считал себя человеком бдительным, держал порох сухим и чутко реагировал на попытки всяких мутных типов развести меня на деньги. Но недавно обнаружилась брешь и в моей обороне. И знаете, что меня подвело? Старая добрая вера, что мы тут все братья и поэтому можно немного расслабиться. А, как мы помним из Губермана, среди братьев-то как раз расслабляться не следует.

-2

А дело было так.
Работал я на крупном израильском заводе (это там я нафоткал всяких фактурных плакатов по технике безопасности, про которые
читайте здесь). И вот в какой-то момент вызывают меня в бухгалтерию для беседы про пенсионные программы. В Израиле такая практика: после 6-и месяцев на вашей первой работе вы начинаете делать отчисления в один из пенсионных фондов. Выбор фонда значения не имеет, условия везде практически под копирку, поэтому многие выбирают тот фонд, в котором состоят сотрудники предприятия. Однако в Израиле любят формальности. Важно, чтобы вы сами как бы изучили варианты и дали взвешенный ответ. Так что меня позвали на беседу.
В бухгалтерии, помимо, собственно, бухгалтерши, сидел энергичный молодой человек, который на очень плохом русском языке с лютым акцентом, перевирая все мыслимые падежи и не придавая значения правильному построению фраз, принялся консультировать меня по стандартным условиям пенсионной программы. Думаете, чудовищное владение русским языком я тут просто для красного словца упомянул? Как бы не так. Именно в этом-то и крылась проблема, но узнал я об этом позже.
Молодой эксперт пробежался по условиям программы, затем без всякой паузы, как бы продолжая, стал говорить о том, что при потере трудоспособности (вследствие травмы, например) мне тоже будут причитаться приличные выплаты. После этого он спросил, все ли мне понятно. Ну, скажем так, суть я уловил, хотя рассказ его звучал крайне невнятно. Тогда эксперт дал мне планшет, на экране которого я в нужной графе поставил подпись. Все, формальность была соблюдена, и я вернулся к работе.
Каково же было мое удивление, когда я увидел через пару дней списание с моего банковского счета небольшой суммы. Я отправился в бухгалтерию и спросил, почему выплаты в пенсионный фонд делаются не из зарплаты, как положено, а прямо с моего личного счета. Бухгалтерша взглянула на выписку и сказала, что это не выплата в пенсионный фонд, это отчисление страховой компании, которая занимается случаями потери трудоспособности. Видимо, говорит, вы подписались под какой-то дополнительной программой. Как то есть дополнительной? Я же подписался под стандартными условиями. Нет, говорит, стандартные условия подписи не требуют, только устное согласие. А раз что-то подписал, значит дал согласие на списание денег со счета по дополнительной программе. Я понял, что сглупил. Но я же был абсолютно уверен, что пришел на совершенно безопасную беседу со специалистом, которого пригласил мой работодатель, поэтому подвоха не ожидал. А парень говорил так невнятно, что разобрать, где он закончил консультировать о стандартной пенсии и начал впаривать мне что-то левое, было решительно невозможно. Поэтому я, не заподозрив неладного, подписал составленный на иврите документ, который не мог прочитать. Винить в результате оставалось только себя. Я назначил новую встречу с тем же сволочным экспертом, на которой потребовал аннулировать подписанный мной документ и разорвать всякие отношения с этой мутной конторой. Нет проблем, мне снова дали что-то подписать на экране планшета. Я, в полной уверенности, что недоразумение исчерпано, все же спросил, прекратятся ли теперь списания денег с моего счета. Да, безусловно, заверил меня эксперт. На том и разошлись.

-3

Через неделю с моего счета списалась сумма в полтора раза большая, чем в прошлый раз. Теперь разговор в бухгалтерии я начал уже со слов "какого черта тут происходит?". Способность проявлять вежливость приближалась к нулю. После обмена электронными письмами выяснилось, что да, отказ от программы был оформлен, но молодой специалист сделал ошибку в номере моего паспорта, поэтому мой отказ не был учтен. Я пообщался по телефону с уважаемым молодым специалистом на чрезвычайно повышенных тонах. Я сообщил ему, что он вор, и пообещал засудить его самого и всю их поганую контору. Паренек немедленно отъехал, сказал, что он тут не при чем, что денег мне вернуть никак не может, а обращаться нужно в их финансовый отдел, телефона которого он знать не знает. Но деньги вернутся на счет буквально вот-вот, через неделю, максимум две, он в этом уверен. Это ведь просто недоразумение, все будет ок.
Но ок не было. Деньги не вернулись ни через неделю, ни через две. А через три недели с моего счета списали новую сумму. Терпение мое кончилось. Я пошел к руководителям завода и поинтересовался, защищает ли тут хоть кто-то интересы сотрудников. В конце концов это по их приглашению сюда заявился явный мошенник, работающий под таким мощным прикрытием совершенно легально. Но тут выяснилось, что юриста на заводе нет, что профсоюз подобными вещами не занимается (а ведь я им тоже плачу какие-то взносы, интересно - за что же тогда?), а шеф отдела кадров как раз сейчас в отпуске и помочь не может.
Тогда я просто пошел по всем без разбора руководителям, которых смог найти, и повсюду требовал разобраться и прекратить это узаконенное воровство. В конце концов моему знакомому эксперту все же позвонили и дали волшебный пендель такой силы, что он немедленно перезвонил мне, дико извинялся, посыпал голову пеплом, признавал все ошибки, обещал исправить в кратчайшие сроки.

-4

Так что я своего добился.
Но мораль этой истории в том, что винить за все случившееся я могу только себя. Поэтому, если вы не хотите попасть в подобную ситуацию, не верьте никому на слово, спрашивайте, какую именно фирму представляет ваш собеседник, уточняйте, что из предложенного вам обязательно принимать, а что предлагается на ваш выбор, не подписывайте того, что не можете прочитать, требуйте человека, способного вам все перевести, обязательно запросите экземпляр того, что вы подписали, даже если подписываете электронную версию документа, и не давайте незнакомым компаниям права на списание денег с вашего личного счета, иначе рискуете остаться без штанов.

-5