"Клещ" (1990) - весьма любопытный образец эпохи заката советской кинематографии и расцвета "перестроечного" фильма, когда стало "можно все". Что в нем только не намешано! "Голливудский" стиль, претензия на авторское кино, советская мораль, перестроечный разоблачительный пафос!
Помню, как "Клеща" рекламировали. Работа молодых режиссеров Баранова и Килибаева из Казахстана. Они умеют снимать как в Голливуде, владеют приемами саспенса! Это настоящий западный боевик!
"Клещ" и правда начинается бодро, с эффектно - не "по-советски" - снятой сцены крушения милицейской машины. Затем нам представляют главного героя - мускулистый брутальный мужик лупцует боксерскую грушу. Сразу видно - человек действия. Капитана Ахтанова обвиняют в убийстве - ясно, что это подстава. Заботливый начальник обещает замять дело и поручает Ахтанову расследовать смерть разбившихся милиционеров. Никто еще не знает, что вроде бы очевидное ДТП выведет на преступную группировку, ворующую наркотики из медучреждений и ворочающую миллионами.
Видно наивное стремление молодых режиссеров снимать "как в Голливуде". "Клещ" и правда сделан мастеровитее, чем стандартный советский фильм, не говоря уже о перестроечной "чернухе". Интереснее кадры, энергичнее монтаж. Герой-одиночка против мафии. Расследование на свой страх и риск. Потасовки, эффектные авто-погони, не очень умелое подражание Хичкоку и Де Пальме в сценах "нагнетания" саспенса. Приемы мастеров заимствованы простодушно, без особого осмысления, но честная попытка - засчитана.
При этом Баранов и Килибаев так же простодушно, как одалживались приемами триллера, попали в ловушку перестроечного кино. Не избежали соблазна поиграть в "настоящее искусство", авторский фильм. Без нужды длинные планы, многозначительные паузы, которые только удлиняют хронометраж. И наивная "образность", типа задыхающихся без воды рыб, в одном эпизоде мучительно умирающих карпов показывают чуть не полминуты. И главный перл - самая удивительная эротическая сцена мирового кино. Женские руки ласкают тюбик зубной пасты, пока тот не стрельнет мощной струей... Учитывая наличие смелой и сексуальной Алики Смеховой, заменить ее на тюбик с пастой - смелый ход творцов!
Не выдерживают авторы "чистую" модель полицейского боевика и в общем настрое картины. Герой слишком много рефлексирует, слишком часто морализирует для советского "смертельного оружия". Вместо того чтобы - раз играем в Голливуд - объявить персональную войну наркомафии и коррупции, Клещ грустит и в итоге идет на самоубийственный шаг. Надевает парадный мундир и убивает босса, полковника милиции. Не случайно высокопоставленный чин так похож на Сталина - он и оказывается "паханом" преступной группы. Красиво, но больше похоже на перестроечный жертвенный символизм, чем заявленный крепкий "Голливуд".
Вообще, смотреть "Клещ" интересно. Он так же противоречив, как и время, его породившее. Добрые намерения, энтузиазм - и не очень умелое исполнение. Желание сделать по "мировым стандартам" - и невозможность оторваться от родных реалий. Намерение как у Хичкока - а результат как у Баранова и Килибаева.
Но! Еще раз отдаю "Клещу" и его авторам должное. Сегодня фильм смотрится куда выигрышнее, обаятельнее и любопытнее, чем многие его "сверстники".