Много общались с инструкторами на тему преподавания йоги разным возрастным группам и, в большинстве случаев, приходилось слышать: «Я бы никогда с детьми не работал (а) - они визжат, орут, отвлекаются, огрызаются. Какая уж тут практика, когда ты целое занятие уговариваешь какого-нибудь ребенка хоть немного позаниматься?». На профосмотре врач, узнав, что я работаю с детьми, посмотрела на меня как на тяжелобольного и утешительно произнесла: «Сочувствую». «Хуже, чем с детьми работать, разве что с беременными» - как-то сказал мне один инструктор. «Откуда у тебя столько терпения? Я бы, наверное, не переставая орал на детей!» - восклицал мой знакомый, слушая очередную историю с занятий. Чем же не угодили детские группы и в чем сложность ведения подобных занятий?
Для рядового инструктора взрослой группы ситуация в которой ученики будут мешать проведению занятия, не слушать тренера или впрямую говорить, что им скучно, окажется крайне стрессовой. Для тренера детской группы - это что-то повседневное. Сложность взаимодействия с «трудными» детьми может быть дополнена родителями, которые не всегда оказываются лучше детей, а бывают и хуже. Я ни разу не слышал от взрослых, у которых вел занятия в разных местах, ничего кроме слов благодарности. На детских группах чего я только не слышал - от пламенных признаний в любви (без вашей секции жить не можем) до каких-то невероятных вариаций хамства (какой-то фигней занимаетесь).
В детском бюджетном учреждении, ты ещё и оказываешься между трех огней. Администрация давит тебя документами, планами, отчетами, проверками. Дети - ленятся, пропускают, хулиганят. Родители добивают тебя своим недовольством и нередко выплескивают на тебя свои проблемы, которые могут быть никак не связаны с занятиями. При этом ты адаптируешь учебные программы для детей с разными возможностями, думаешь над тем, как сделать практику полезной, усложняешь, упрощаешь, приспосабливаешься к изменениям внутри и вокруг групп. За всё это удовольствие ты получаешь маленькую зарплату и пренебрежительное отношение. Ни тебе «духовных практик», ни тебе читта вритти ниродха, только постоянная борьба со стрессом. Трудно корчить из себя невозмутимого йога, когда вокруг такая энтропия. И, наверное, это всё звучит плохо и, в частности, поэтому детских инструкторов по йоге мало, но есть один большой плюс.
Работая в университете, я заметил, что студенты, когда им скучно, через силу делают заинтересованный вид. Их цель - это зачет или экзамен. Даже, если им глубоко наплевать на то, что ты говоришь, они кивают, улыбаются и всячески показывают тебе, что им всё нравится. Это расслабляет. Поэтому, столько много преподавателей, которые сами не замечают, как перестают стараться. Халтурят и ведут свой предмет однообразно и нудно. Они не получают обратной связи. Нет такого, как на занятии с детьми, чтобы кто-нибудь из студентов встал и сказал: «Мне скучно. Предмет мне не нравится. Я хочу домой». Большинство хотели бы это сделать, но не делают. У школьников ещё нет этих ограничителей. А, значит, готовься получить всю правду о тебе и твоем предмете.
Да, получать обратную связь не всегда приятно. Но, получая обратную связь, ты понимаешь над чем тебе стоить работать. Тебе нужно искать ключи к людям, больше стараться, читать, тренироваться, учиться работать с непредвиденными ситуациями, предугадывать. К тому же, через некоторое время, перестаешь остро воспринимать критику и похвалу, остается только практика. Что лучше - рафинированная иллюзия, где все хвалят тебя как чудесного инструктора, или же действительность, в которой тебе могут указать на ошибки?
Рост возможен только через труд. Некоторые люди создают вокруг зону комфорта, в которой они оберегают себя от любых стрессовых ситуаций, но отсутствие стресса – это застой. Для того чтобы двигаться вперед нужно быть всегда «выше себя», выходить за пределы себя, проверять себя на прочность и тем самым утверждаться в своей практике.
Очень важно ощущать обратную связь, чтобы понимать, как твои действия выглядят со стороны. Чтобы находиться в поиске нового. Чтобы уметь меняться в соответствии с настоящим моментом. Дети всё это дают. Они заставляют тебя быть в тонусе. Они требуют от тебя быть сильнее и гибче (иначе, какой же ты инструктор и йог?), они проверяют тебя на прочность эмоционально (ну и где, твоя ахимса, насколько тебя хватит?) и, в конце концов, они требуют от тебя искренности. Им ты можешь даже не пытаться навязывать собственную значимость, петь «Ом» или говорить о важности космического порядка (засмеют и покрутят пальцем у виска). Поэтому, работая с детскими группами, ты постоянно пребываешь в саморефлексии, ты четче понимаешь, кто ты есть. От ребят ты учишься смотреть на других людей их глазами, а это крутая сиддха. С другой стороны, нужно понимать, что дети могут и «сломать» учителя, они вытащат наружу всё, что ты прячешь внутри, и не каждый готов увидеть себя настоящего.