Итак, прогуляемся по нашему Городу и попробуем найти несколько заведений, работающих без перерыва со времен СССР. Начинаем с юга- в пирожковой на Парке Победы.
Пирожковая на Московском, 192
Старейшая в городе пирожковая была открыта еще в 1956 году и с этого времени практически не менялась. Все такой же кофе «из ведра», вкусные пирожки по советским рецептам и прочие атрибуты ленинградского общепита. К примеру, приходится так же, как в советских магазинах, сначала подходить к кассе, а потом «на выдачу». Еще при входе сразу бросается в глаза кот, мило спящий возле окна. В отличие от «Колобка» на пр. Чернышевского (тоже советской пирожковой), довольно сильно косящего под «Макдоналдс», здесь решили оставить интерьер без изменений, что в плане привлечения клиентов заведению пошло только на пользу. Подозреваю, что более популярной пирожковой в городе вы не найдете. И кстати, здесь даже часть сотрудников работает еще с тех времен, когда город назывался Ленинградом.
Блинная «Олюшка» на Гагаринской, 13
К 1988 году в городе насчитывалось девять блинных, но до нашего времени из них дожила без изменений всего одна. Здесь продолжают готовить классические русские блины по очень демократичным ценам. Интерьер особо не менялся – все тот же советский «минимализм»: обои в цветочек, клетчатые скатерти и деревянные скамейки. Среди клиентов разброс от юных хипстеров (скорее всего из «Мухи»), до пенсионеров – при этом создается ощущение, что все пришли сюда далеко не в первый раз.
Пышечная на Садовой, 32
В пышечной на Садовой вы наверняка были: это одна из трех оставшихся в первозданном виде ленинградских пышечных. Главное ее отличие – здесь пышки в два раза больше. Хотя в остальном это, конечно, стандартная пышечная: все тот же кофе с молоком и стоячие места, возле которых так же, как и на кассу, стоит очередь, чтобы можно было поставить свою тарелку и начать есть. Стоит отметить, что очередь, конечно, поменьше, чем на Желябова.
Рюмочная на Декабристов, 53
Эта рюмочная – одна из старейших в городе, и в 70–80-е годы здесь собирались художники, архитекторы и другая интеллигенция. Но это все осталось в прошлом. Теперь территорию заняли типичные депрессивные жители бесконечных коммуналок Коломны, которые за последние двести лет не сильно изменились. Сразу вспоминается Пушкин, который не мог позвать друзей в гости, так как стеснялся того, что живет в Коломне.
Кафе «Снежинка» на Малом проспекте П.С., 57/30
Культовое кафе «Снежинка» раньше было кафе-мороженым, но так как это было советское кафе-мороженое, то вполне логично, что и коньяк здесь тоже продавался. По сути, это была альтернатива «Лягушатнику» для жителей Петроградской стороны. Находясь более полувека в десяти минутах ходьбы от «Ленфильма», «Снежинка» стала одним из основных мест встречи актеров, режиссеров и прочих творческих людей.
Чебуречная на Большом проспекте П.С., 4
Чебуречную на Большом проспекте вы, скорее всего, замечали не раз (рядом с выходом со Спортивной), вот только вряд ли вы знали, что это старейшая чебуречная города. В 1988 году в Ленинграде было 22 чебуречных, из них осталось всего три – это «Салхино» на Вознесенском, чебуречная на 6-й линии В.О. и эта. И если первые две сравнительно молодые (появились в 60-е годы), то последняя была открыта сразу после войны (правда, первые несколько лет она была рюмочной). Здесь до сих пор готовят простые советские чебуреки без излишеств. Умывальник находится прямо в зале. Как и в пирожковой, здесь нужно сначала оплатить заказ на кассе, а потом идти на выдачу. Зато время от оплаты до получения свежих чебуреков составляет около минуты. Клиентура разношерстная – от семей с детьми до подозрительных личностей, которые скорее зашли закусить, чем поесть.
Ресторан «Демьянова уха» на Кронверкском, 53
Как и в 70-е годы, «Демьянова уха» остается популярным рыбным рестораном. Придерживаясь своих традиций, ресторан вывел обслуживание на вполне европейский уровень, о котором жители Ленинграда могли только мечтать. Как и «Снежинка», это место всегда было популярно у сотрудников «Ленфильма», а расположение напротив Ленинградского зоопарка и планетария сделали его практически культовым.
Правда, со временем рыбы, населяющие "Уху", несколько изменились. Раньше постоянными обитателями были суровые щуки и ленивые лещи, а теперь здесь прочно обосновались благородные лососи и вальяжные осетры. Хорошие порции, правильно охлажденные рюмки под водку. Удивительно стабилен вкус блюд. По части стабильности может конкурировать с гамбургерами в МакДональдсе, отличается только тем, что он есть и вкусный. Впрочем, понятие ресторан, к этому заведению подходит не очень. За интерьер и организацию процесса я бы отнес его к особой группе: "ресторан советского периода". Однако и в этом случае я считал бы его лучшим рыбным рестораном, в пределах РФ, конечно.
Что и говорить он давно стал классикой, такой же как Литературное кафе или Пышечная на Желябова. Такие места нельзя определять плохо или хорошо, это традиция или если более патетично- история...
Кафе «Фортеция» на Куйбышева, 7
В советских телефонных справочниках это место было отмечено как один из немногих гриль-баров города. «Фортеция» – довольно приятное место, без излишеств, верное своей традиционной стилистике, которая сегодня кажется слегка восточной.
Двигаясь к дому думалось о том, что еще лет десять назад советских кафе и ресторанов было намного больше. Так что, наверное неспроста тетя Валя внесла пышечную на Желябова в Красную книгу Петербурга, ведь в «золотом треугольнике» это последнее советское кафе, а если бы кто-то задумался об этом раньше, может, успели бы спасти и «Лягушатник». Посему, пока у вас есть возможность, я думаю, стоит хотя бы иногда посещать какое-нибудь старое кафе, чтобы прочувствовать дух настоящего Ленинграда.