«…Так выпьем же за то, чтобы наши желания всегда совпадали с нашими возможностями ! …». И… я не просто так, начал данную статью с фрагмента легендарного кино-тоста. Ещё в феврале текущего года, когда я тестировал предусилитель С-3 и усилитель мощности М-4, моноблоки М-5 прогнозировались к изучению и даже анонсировались. Но не всё в нашей жизни происходит так быстро, как нам бы хотелось. Да и соответствующее окружение не всегда удаётся подобрать. Под соответствующим окружением я подразумеваю предварительный усилитель С-5 – дорогой и окутанный мифами. Причём дорогой как сам по себе (780 000 иен в 1983 году), так и в паре с моноблоками ( два М5 стоили в 1982 году 860 000 иен). Переводить эти суммарные миллион шестьсот сорок тысяч иен в доллары или рубли я не буду. С определённого момента я понял, что это совершенно бессмысленно. На одну и ту же сумму ТОГДА и ТЕПЕРЬ можно купить совершенно разные по количеству и качеству товары. Достаточно уже того, что за нынешнюю стоимость М5 + С5 ( в хорошем состоянии) можно купить новенькое отечественное авто. При этом авто, как я уже сказал, будет новым (хотя и в бюджетном сегменте), а М5 + С5 почти что сорокалетними. Однако, перефразируя старый анекдот, посмотрите на эту «Ладу» и на эти «Эксклюзивы» . Но в моём конкретном случае желания и возможности не совпали. Получив, наконец - то на тест моноблоки М5, мне так и не удалось найти к ним в компанию «родной» С-5. Поэтому пока придётся слушать «эм пятые» с С-3. Мезальянс? Да, несомненно. Однако пока других вариантов нет. Ну а раз так, то неминуемо и сравнение моноблоков М5 с усилителем мощности М4. И вначале сравнение внешнее. М5 выглядит как М4 распиленный на 2 симметричные половинки. Но лишь в плане дизайна, а не по размерам. По размерам (и весу) каждый монофонический М5 практически идентичен двухканальному М4. Смотрите сами. М5 : 25,6 кг. и 468х203х410 (каждый). М4 : 27,3 кг. и 468х206х385. То есть округлённо всё умножается (или делится) на 2. В том числе и занимаемое место и питание. 3-х киловаттных (и более) трансов на 100 вольт у меня в данный момент нет - придется задействовать два полуторакиловаттных японских Кавасаки ( по одному на каждый моноблок). Остальные потребители поделим примерно так же: на один транс вместе с моноблоком зацепим универсальный проигрыватель/ЦАП Пионер, на другой - предусилитель (и проигрыватель винила). Вообще-то я не очень люблю напыщенные описания технического плана. Во всяком случае, если их и стоит читать, то лучше это делать после прослушивания, а не до него. И уж точно не ВМЕСТО прослушивания. Однако есть любители, которых хлебом не корми - дай только почитать что - то вроде этого: «…тороидальные силовые трансформаторы с удвоенной площадью поперечного сечения обмотки, с использованием провода из бескислородной меди с полиэфирным покрытием. В усилителе установлены тщательно отобранные малошумящие транзисторы, прецизионные резисторы класса точности 0,05%!, а так же конденсаторы Mylar, Suchikon, Con. Монтажные платы выполнены из стеклоэпоксидной смолы с медными, 280 микронными !!! дорожками, для уменьшения индуктивности, что в 8 раз больше общепринятого. Для предотвращения окисления в соединениях между блоками , а так же на входных разъемах и мощных выходных крупногабаритных терминалах, для возможности подключения очень толстого кабеля АС ( винтовые типа "тиски"), применена позолота. Все провода, идущие внутри, сделаны из очищенной на 99,99% меди, имеют экранированную полимерную оболочку и звездообразную скрутку, что обеспечивает защиту от искажений и высокое качество передачи сигнала. Применена крайне эффективная схема защиты, как с использованием стандартных реле от КЗ, так и электронная схема от тепловых и пиковых перегрузок, а также плавной задержкой подачей мощности при включении. Очень мощный толстый 4-х проводной плоский сетевой кабель с проводами из бескислородной меди для уменьшения потерь в проводе и улучшения нелинейных искажений…». Ну и далее в том же духе. Я не сомневаюсь что всё, из вышенаписанного, правда, но в моих глазах подобные описания выглядят как оправдания высокой цены и не более того. Судить о звуке изделия, опираясь лишь на подобную техническую беллетристику и данные из спецификации, нельзя ни в коей мере. Сколько раз уже случалось, что аппараты с фантастическими цифровыми параметрами абсолютно не впечатляли по звуку и наоборот: достаточно бюджетные девайсы, со скромными тех. данными погружали в мир музыки на долгие часы, отрывая от реальности напрочь. Поэтому я даже не задумывался о том, какой характер звучания покажут М5 при включении. Зачем гадать? Включу и услышу.
И включил и услышал. Всего больше (в сравнении с М-4): и глубины трехмерной сцены (хотя и там она была вполне убедительна) и масштаб от стены до стены (вот этого в своё время у М-4 мне чуточку не хватило…даже не то чтобы не хватило - просто тогда я М-4 сравнивал с Harman Kardon Citation и последний в данной дисциплине лидировал) и контроль баса ещё выше – банальное сравнение баса с кулаком в бархатной перчатке так и напрашивается. Всё так же, как и в связке С-3+М-4 в связке С-3 +М-5х2 по аналоговому прозвучали все треки, записанные в цифре (про сам аналог-разговор отдельный). Однако «бутылочное горлышко» т.е. узкое место в виде предусилителя С-3 интуитивно ощущается. Да, М-5 звучат заметно интересней, чем М-4. Но, полагаю, что с предусилителем более высокого класса они способны на большее (извиняюсь за каламбур). Я все - таки попытаюсь в ближайшие дни попробовать альтернативный вариант. Пусть даже и не от Pioneer. Но это будет уже другая история. А пока вернусь к чистому аналогу. То есть к винилу. В данном случае С-3 можно исключить из тракта. Мой фонокорректор Accuphase C-220 является и полноценным предусилителем хотя и лишь для винилового источника. А учитывая традиционную нейтральность компонентов Accuphase в системе можно предположить, что с винила я услышу именно саунд М-5, без каких либо дополнительных «кулинарных» приправ. Хотя одна такая «приправа» в нынешнем тракте неожиданно появилась. Это межблочный кабель Tara Labs RSC Vector 2. Данным кабелем в сегодняшнем тесте оказались связаны между собой С-3 с моноблоками М-5. Им же я скоммутирую и Accuphase с М-5. Исключительно по причине длины. У Tara Labs она 1,5 метра тогда как все остальные мои межблоки от 0,75 до метра. Их по длине явно не хватало. Tara Labs фирма уважаемая, но модель Vector 2 скорее всего из начальной линейки (если судить по цене). Однако на Али Экспресс продаются её клоны, за совсем уж смешные 4000 руб. Значит кабель не так уж и прост. Иначе какой смысл его подделывать? Чуть позже я попытаюсь его напрямую сравнить с теми межблочниками, которыми владею. Пока же меня удивил лишь его вес. Точнее его величина. Если бы не коннекторы (а они стандартны) то сам кабель не весит практически ничего. Лёгкий, как пушинка, если попытаться выразиться изящно. В свою очередь это говорит об оригинальном решении в плане изоляции, либо, что маловероятно, о полном отсутствии таковой. Ну и раз уж я отвлекся на провода…В начале статьи я уже цитировал фрагмент из описания М-5. Повторю одну фразу из него: «…очень мощный толстый 4-х проводной плоский сетевой кабель с проводами из бескислородной меди…» Действительно силовой провод у каждого из моноблоков достаточно неординарный. Если по сечению я встречал и более «анакондовые» шнуры, то с таким упитанным, но при этом плоским - вживую сталкиваюсь впервые. И хотя на фото я специально положил для сравнения спичечный коробок рядом с сетевым шнуром, но фотография всё равно не передаёт того, что видится живым глазом.
И все таки аналог. Винил. Восемь месяцев назад я аналогичным образом тестировал М-4. То есть в качестве предусилителя используя все этот же Accuphase C-220, что и теперь. И разница, скажу я вам, огромна. Бас брутален настолько, что получаешь удар в солнечное сплетение в самых неожиданных местах. Например на пластинке Юрия Антонова «Поверь в мечту», при прослушивании лирической баллады «Мой путь прост». Я кстати не так давно открыл для себя то, что данный альбом, знакомый мне с середины 80-х, оказывается очень даже прилично звучит. Поэтому я его порой включаю в тесты фонокорректоров: сразу слышно достойный корректор или так…погулять вышел.
Конечно же не басом единым…В фонограмме должно быть всё прекрасно…( если следовать Чехову). В конкретном случае так и есть: прекрасно всё. А главное – жизнь, которую ощущаешь в каждой нотке. И источников, и усилителей, и АС могущих весьма реалистично гримировать цифру под аналог может и не так много, но они есть. В их число входят и все протестированные мной Exclusive и все модели Accuphase, с которыми я успел свести близкое знакомство. Но именно «гримировать». Тогда как настоящему аналогу грим не нужен вообще. И при общей тембральной схожести тренированное ухо всегда отличит природу звука. Не знаю в чём тут суть и не пытаюсь это выяснить путем препарации собственных мозгов. Ну слышу я фальшь там, где другие её не замечают. Ну и ладно. Это мои проблемы, мои беды(или радости). И пока у меня всё.
Те, кто не читал мою статью "Эксклюзивное интервью" о предусилителе С-3 и усилителе мощности М-4, могут познакомиться с ней ЗДЕСЬ.
Тестирование моноблоков М5 внезапно получило продолжение. Замена предварительного усилителя о необходимости которой так долго говорили большевики свершилось! Продолжение истории ЗДЕСЬ.