Его отец Петр Караченцов был художником знаменитого журнала "Огонек", а мать Янина Брунак - известным советским балетмейстером польского происхождения, объездившим пол-мира со своими спектаклями. Увы, они недолго прожили в браке - Петр ушел от жены или вскоре после рождения сына Николая, или еще до этого - актер говорил, что не помнит, чтобы отец жил с семьей хотя бы день.
Совмещать работу с воспитанием сына было невозможно, и Янина, используя свои многочисленные связи "в верхах", устраивает ребенка в элитный интернат при Министерстве внешней торговли. Нет, она не сдала его туда и не отказывалась от него - при каждой возможности Янина забирала мальчика домой, а когда уезжала на гастроли, то постоянно писала сыну письма. Отношения у матери с сыном были очень хорошие, она поддерживала его во всем и мягко уводила от нежелательных увлечений. Когда мальчик заявил, что хочет стать танцором балета, Янина, хорошо знакомая с некоторыми особенностями присутствия мужчин в балете, нашла способ увлечь его спортом, но спустя некоторое время Коля был отправлен на летний отдых в Дом творчества Малого театра "Щелыково". Вернувшись, он объявил, что будет актером.
Как рассказывал в одной из развлекательных передач сам Николай Петрович, при поступлении в школу-студию МХАТ, он понравился членам приемной комиссии, но те застопорились на его внешности: "Все хорошо, но вот зубы? Куда девать эти зубы?" Потом кто-то из них махнул рукой: "Бандитов будет играть!" И его приняли.
В 1967 году Николай окончил учебу с отличием и его в числе 10 лучших выпускников пригласили в театр имени Ленинского комсомола. Однако еще 7 лет талантливый актер будет играть эпизодические и второстепенные роли. Прорыв в театральной карьере произойдет в 1974 году - занявший пост руководителя театра Марк Захаров дал Караченцову главную роль в спектакле "Тиль". Спектакль произвел эффект взорвавшейся бомбы: Тиль в исполнении Караченцова стал кумиром молодежи, а сам актер раскрыл себя и как акробат (пригодилась детская спортивная подготовка), и как мим, и как певец. А год спустя на экраны выходит фильм "Старший сын" по пьесе Александра Вампилова, в котором Николай Караченцов исполняет одну из главных ролей. Фильм хотя и не был первым в его кинокарьере, но именно с него начался успех Караченцова как киноактера. А еще через два года с ошеломляющим успехом выходит музыкальная комедия по пьесе Лопе Де Вега "Собака на сене", где Караченцов сыграл одного из женихов гордой графини Дианы де Бельфлер - самоуверенного и нахрапистого маркиза Рикардо, а знаменитая ария "Венец творенья дивная Диана" неизменно включался во все праздничные киноконцерты.
Эта роль стала по-настоящему звездной: его начали узнавать, брать автографы, посыпались приглашения сниматься в кино.
За свою жизни Николай Петрович сыграл почти 100 киноролей, и каждую проживал, каждую наделял персональными чертами. Будь то пронырливый слуга Пастрана в "Благочестивой Марте" или лилипут Флим из "Дома, который простроил Свифт". Бандиты? Ну да, играл и бандитов - пирата Черного Пса в "Острове сокровищ", разбойника Бурабо в "Ослиной шкуре", гангстера Урри в "Приключениях Электроника". Но зрителям было все равно, кого на этот раз сыграет любимый актер - они просто прилипали к экранам, если по телевизору показывали фильм с участием Караченцова. Да, Караченцову одинаково удавались и драматические роли, и комедийные. Он был хорош в любом образе, даже если это был просто мультфильм и он озвучивал собаку. Ответственность перед зрителем не позволяла ему халтурить.
Актер не дожил всего лишь один день до своего 74 дня рождения. Безумно жаль, что его нет больше с нами. И хорошо, что современные технологии позволяют сохранять мгновения жизни и творчества любимых актеров, чтобы мы могли в любой момент соприкоснуться с ним.