Найти тему
Apteka.ru

«Качество медицинской помощи» по-русски

Оглавление

Как результаты нового социологического опроса покрывают недостатки системы здравоохранения

И, понимаете, сегодня создалась такая ситуация: вот вы недовольны здравоохранением, я недоволен <…> президент недоволен здравоохранением, премьер-министр недоволен здравоохранением, население недовольно здравоохранением <…> Врачи недовольны здравоохранением. (Л.Рошаль. 25.04.2011)

Всероссийский опрос ВЦИОМ проводился 18–19 июля 2015 года и показал, что 50 % россиян оказались недовольны качеством медицинской помощи. Знаете, меня несколько напрягает, что соотечественники вот прямо так и отвечают на вопрос о качестве. Как будто речь не о врачах, а о половых партнерах. Качество их беспокоит! И жутко хочется повышения этого самого качества и «более качественных» врачей.

Понимают ли опрашиваемые, что означает это самое пресловутое «качество» в опроснике, — загадка. Кстати, хочу заметить, что сейчас про «медицинскую помощь» уже вообще не модно говорить. Качество медицинских услуг. Правда, это нехило отдает кассовым чеком, без которого не пустят дальше клизменной приемного покоя. И пункт в вопроснике про «медицинские услуги» самоочевидно перенаправляет размышления опрашиваемых в сторону частной медицины. Той самой, где «качественные» врачи будто бы встречаются чаще «некачественных», которыми мы недовольны.

Задавайте вопросы правильно

Как известно, правильный вопрос — половина ответа. Так, например, в 2010 году тоже проводилось исследование, только на предмет «Довольны ли вы здравоохранением?». Было опрошено 3837 человек. По результатам было выявлено, что недовольны системой были две трети россиян, но при этом больше всего их беспокоила необходимость доплачивать за формально бесплатные услуги, о «софинансировании» сообщили 65 % респондентов.

Минздрав (тогда еще Минздравсоцразвития) пугливо открещивался от проблемы, оправдываясь тем, что соплатежи, дескать, существуют везде. И что в итоге советовали «дорогим россиянам» чиновники ведомства? Изучать свои права!

Опрос, проведенный в том же году Нацмедпалатой, показал более критичные результаты — недовольных здравоохранением у них оказалось 70 %. Но власть и Минздрав и тогда не зашевелились. В 2011 году по данным «Левада-центра» оказалось, что чуть ли не 57 % россиян, а по данным Фонда «Общественное мнение» — 60 % недовольны уже системой здравоохранения. В 2012 году таковых стало 61 %, а в 2013-м — 77 %.

Не удовлетворены системой здравоохранения были россияне 40–55 лет, люди с невысокими доходами, безработные и жители городов с населением менее 100 тысяч человек. А больше всего довольных было среди учащихся и студентов.

И только в 2014 году, изучив в декабре цифры недовольных (а по разным источникам их стало аж до 91 % опрошенных), Минздрав несколько озаботился своим имиджем и переводом стрелок на виновных.

Это стрелочник виноват!

Я лично вообще считаю, что такие опросы общественного мнения проводят именно для поиска «стрелочников» . Видите, как грамотно сформирован последний отчет по исследованию? Недовольны? Да! Чем? Качеством! Прекрасно. Пора повышать качество. А систему трогать не стоит — она имеет устоявшуюся структуру сплава коррупционных схем и липовой статотчетности. Займемся качеством, господа!

Кстати, я понимаю, когда ранее речь шла о «доступности и качестве» медицины, и в плане «доступности» людей больше всего беспокоила «оптимизация», а вернее, бесконечный процесс слияния-объединения-закрытия различных лечебных учреждений, творящийся на просторе нашей необъятной страны. Также нормально, когда люди указывали на прочие «отдельные недостатки»: лекарства — дорогие, врачи — грубые или ошибаются, устали или уволились, а «скорая» совсем не такая, как в кино…

Но сейчас — опрос особый, и выводы из него совершенно недвусмысленные: «49 % опрошенных недовольны уровнем профессиональной подготовки врачей». Понимаете, куда ветер дует?

Давайте уясним, что в настоящее время большинство пациентов приходит в медицинское учреждение не за медицинской помощью, а за неким набором исследований, консультаций и процедур. Причем этот набор находится обычно исключительно в голове у пациента. И если полученное не совпадает с этим неким «идеальным набором», то отсюда и неудовлетворенность медицинской помощью в целом и ее «качеством» и «уровнем профессиональной подготовки врачей» в частности. И как бы ответственно врач ни выполнял стандарты обследования и лечения, несовпадение ожиданий и реальности всегда будет пациента разочаровывать.

А эти самые стандарты у нас написаны таким мудреным языком, что многие врачи-то до сих пор не понимают, что из написанного надо выполнять обязательно, а что — гигантомания минздравовских создателей этих «шедевров». Куда уж пациенту! Ему, бедному, и вовсе не с чем свериться — разве что с живописным рассказом соседки тети Маши или сослуживца Васи, на спасение которых, по их словам, были брошены все силы медиков. Ну еще можно в телевизор посмотреть, как там ведущие врачи страны рассказывают о героических усилиях по проведению чего-то высокотехнологичного. И сомнения в качестве полученной помощи не заставят себя ждать.

А система? А что — система? Недовольных системой у нас нет! У нас, как в песне, «я другой такой страны не знаю»… Одна проблема: врачи хотя и оказывают вам медицинскую помощь и даже «медицинские услуги», но реальная забота о здоровье остается на совести только вашей ваших родных, и больше никому это не интересно.

Валентина Саратовская специально для Apteka.RU