Найти в Дзене
Елена Афанасьева

Где растяпа да тетеря, там не прибыль, а потеря

Нередко от коллег и потенциальных партнеров из ритейла мне приходится слышать вопрос о том, как добиться снижения потерь ТМЦ? Кто-то сетует на то, что СЭБ только деньги из бюджета съедает, в магазинах есть и антикражевые ворота, и видеокамер целая куча, а выхлоп от этого маленький или вообще никакой. Кто-то уверен, что работа по предотвращению и снижению потерь строится по каким-то особым принципам и методам управления. Безусловно, тема предотвращения потерь животрепещущая для работников торговли, особенно на фоне снижения покупательской способности населения и падения продаж. Размышляя, почему вообще возникает такой вопрос, я пришла к выводу, что во многих случаях нет понимания простых вещей: - работать надо над предотвращением рисковых ситуаций, а не тушить пожар, когда уже все случилось. На эту тему очень хорошо однажды сказал профессионал в сфере торговой безопасности Игорь Чумарин (Igor Chumarin): "Все мероприятия по расследованию ЧП начинаются после слова "провтыкали". - меропр
Изображение взято из открытых источников в Интернет
Изображение взято из открытых источников в Интернет

Нередко от коллег и потенциальных партнеров из ритейла мне приходится слышать вопрос о том, как добиться снижения потерь ТМЦ? Кто-то сетует на то, что СЭБ только деньги из бюджета съедает, в магазинах есть и антикражевые ворота, и видеокамер целая куча, а выхлоп от этого маленький или вообще никакой. Кто-то уверен, что работа по предотвращению и снижению потерь строится по каким-то особым принципам и методам управления.

Безусловно, тема предотвращения потерь животрепещущая для работников торговли, особенно на фоне снижения покупательской способности населения и падения продаж.

Размышляя, почему вообще возникает такой вопрос, я пришла к выводу, что во многих случаях нет понимания простых вещей:

- работать надо над предотвращением рисковых ситуаций, а не тушить пожар, когда уже все случилось. На эту тему очень хорошо однажды сказал профессионал в сфере торговой безопасности Игорь Чумарин (Igor Chumarin): "Все мероприятия по расследованию ЧП начинаются после слова "провтыкали".

- мероприятия по снижению потерь не сводятся к банальным задержаниям воров из числа посетителей и персонала торговых точек. Хищения - лишь один из ручейков в реке потерь. Но они выступают маркером того, что в схеме движения товаров поставщик-продавец-покупатель есть дыры и слабые места.

- опишите бизнес-процессы в виде регламентов, инструкций, процедур и технологических карт, разбив их на мелкие операции. Без этого не будет понимания, на каком участке работы есть проблемы. Кроме того, если у вас не регламентированы процессы деятельности, на основании каких документов вы будете привлекать к ответственности нерадивых сотрудников?

- технические средства охраны и видеонаблюдения - это пассивный инструмент по предотвращению краж, поэтому не ждите, что при их наличии в торговой точке по мановению волшебной палочки хищения прекратятся. Особенно, если в ваших магазинах не предусмотрена штатная единица оператора видеонаблюдения.

- экономия должна быть разумной. Выбирая для себя, например, автомобиль, вы же не пытаетесь купить Мерседес по цене Запорожца? Но когда дело касается закупки видеооборудования, многие именно так и поступают. В итоге, видеонаблюдение в магазине вроде бы есть, но по факту от него толк практически нулевой, потому, что качество изображения такое, что невозможно зачастую не только лиц разглядеть, но и пол вора идентифицировать. Есть ли смысл покупать дешевое оборудование? Думаю, ответ очевиден.

- если в компании есть СЭБ, то это не означает, что остальные службы и подразделения могут бамбук курить в части, касающейся предотвращения и снижения потерь. Необходимо понять, что ваш основной инструмент предотвращения потерь - это ваш персонал. Каждый сотрудник! Например, от менеджеров различного уровня мне часто доводилось слышать в качестве возражения, что продавцы должны продавать, а не выслеживать воров в торговом зале магазина. Но ведь в этом и заключается основная работа продавцов по предотвращению потерь - продать товар, чтобы его не украли. Кроме того, внимание к посетителям привлечет новых клиентов и отпугнет потенциальных похитителей товаров. Так и с другими подразделениями.
Функция СЭБ - определить рисковые места в бизнес-процессах, выдать "на гора" план мероприятий по их усилению, контролировать ход и выполнение плана мероприятий подразделениями компании.

- дайте СЭБ достаточно полномочий. Не должно быть ситуаций, когда сотрудники подразделений компании на запрос информации/документов от СЭБ посылают ее представителей в пеший эротический тур, либо отказываются выполнять рекомендации по предотвращению потерь.

Вот как-то так, друзья). Надеюсь, мои мысли кому-то помогут не наступать на грабли. Вопросы и комментарии очень приветствую.

Всем добра и хорошей выручки!