Продолжаю цикл статей о любимых и просто сильно понравившихся играх.
В этот раз хотелось бы поговорить о серии Batman: Arkham, изменившей представления о поджанре супергеройских игр и заслуженно ставшей культовой за десять лет своего существования. Возвращаясь к заголовку, замечу, что здесь не всё было настолько замечательно, как того хотелось бы. Хотя менее значимой от этого тетралогия не становится, и излишних драматических возлияний с моей стороны не будет. Но расскажу обо всём по порядку, а для начала небольшая вводная.
Моё отношение ко всей продукции, связанной с Бэтменом, весьма длительный промежуток времени было неоднозначным. Неоднозначным по до тупого примитивной причине – из-за юного возраста и не особо развитого культурного кругозора было сложно принять тот факт, что комиксы о супергероях могут быть (оказывается!) мрачными и гнетущими, а не только лишь яркими, цветастыми и с шуточками (да, это очень глупая и поверхностная позиция, я в курсе). При этом, конечно же, стоит сказать, что существуют комиксы куда жёстче во всех смыслах, чем о сегодняшнем герое. Ну да ладно, это всё на самом деле лирика, и со временем мне удалось ликвидировать свой провал и полюбить, именно полюбить этого персонажа, его историю и вселенную. Произошло сие просветление не в последнюю очередь благодаря первой игре из уже упомянутой тетралогии Batman: Arkham.
Предупреждение: далее возможны некоторые спойлеры.
Batman: Arkham Asylum (2009)
Первый раз прошёл в 2010 году, с опозданием практически на год. Обнаруженный в журнале красивый бокс-арт, а затем и огромное количество прочитанных рецензий и форумных обсуждений вызвали жгучее желание выяснить, что же за фрукт такой получился. Скорость интернет-соединения в то время была кошмарно низкой, поэтому о том, чтобы просто посмотреть видео с игровым процессом и понять, надо мне это или нет, речи вообще не шло. Только статьи, форумы и еле подгружавшиеся скрины. Но было очень интересно, и ожидания, соответственно, тоже были высокими.
И они оправдались с избытком. Это оказался массовый, но при этом самобытный качественный проект, сделанный (осторожно, сейчас будет банальность) с душой. Для меня он оказался таковым одним из первых. Ничего революционно нового здесь не было даже для своего года релиза (2009, на минуту), но именно грамотное сочетание различных игровых составляющих сыграло ключевую роль в итоге. Здесь и напряжённая камерная атмосфера психиатрической лечебницы "Аркхем" вместе с отдалённым островом, на котором она располагается; и крайне увлекательная, хотя и без особых изысков, основная история, которая поддерживает эту атмосферу; и множество знакомых по другим произведениям персонажей (в основном – антагонистов) со своими выразительными особенностями, запоминаются даже те, кто появляется лишь между делом; и, по сути своей, двухкнопочная, но очень стильная боевая система, требующая применять все способности и гаджеты на последней сложности; и стелс-эпизоды, при этом ещё периодически усложняющиеся и меняющие правила игры.
Из недостатков позволю себе отметить красивые, но однообразные встречи с боссами. И это всё, что вспоминается.
В общем и целом, первая часть серии сделала всё "как надо", чтобы её основательно полюбить, пройти не один раз и ждать продолжения истории, если таковое будет. А оно таки появилось через пару лет.
Batman: Arkham City (2011)
И тоже было воспринято крайне одобрительно, мной, в том числе. В этот раз ставка была сделана на увеличение масштаба всего, что было ранее, и она во многом оправдалась.
Расширился арсенал приёмов, приспособлений и, соответственно, вытекающих из этого возможностей нашего героя, что положительно сказалось на игровом процессе. Возрос масштаб событий – теперь действие происходит в огромной резервации на территории Готэма. Естественно и логично, что в связи с этим продолжительность сюжетной кампании увеличилась как минимум вдвое, а также добавился ряд любопытных побочных активностей. Боссов стало чуть больше, и встречи с ними обставлены изобретательнее.
Это всё было, вне всяких сомнений, очень здорово, но вместе с нововведениями пришли не слишком значительные, но заметные по моему мнению недостатки. Во-первых, основная история. Она здесь хороша, а где-то даже очень трогательна. Но местами случаются провисания вследствие того, что приходится преодолевать огромные расстояния от пункта до пункта, а иногда повторять какие-то действия n-е количество раз. Это накручивает счётчик игрового времени, но периодически утомляет. Во-вторых, действительно интересно обставленных побочных заданий здесь не более одного и достаточно короткого. Остальные докидывают времени, опять заставляя что-то делать по несколько раз: добраться на время от одной телефонной будки до другой и успеть ответить на звонок, просканировать несколько загадочных тел, местонахождение которых нигде не отмечается, и прочее в таком духе. Особняком стоят трофеи и головоломки Загадочника, общее количество которых возросло аж в пять раз в сравнении с первой игрой, где это была единственная второстепенная активность. Тем не менее, я назвал побочки любопытными и отказываться от своих слов не буду, так как на мой взгляд ради запоминающихся встреч с некоторыми персонажами их не стоит пропускать.
Эта часть тоже получилась превосходной и безумно запоминающейся, но некоторые шероховатости стали более отчётливыми.
Batman: Arkham Origins (2013)
Достаточно неоднозначный приквел к Asylum, разработанный вообще другой студией WB Games Montreal по образу и подобию City. Это не плохо ни в коей мере, но вышло достаточно вторично, хотя игралось так же приятно, а местами было даже увлекательно.
Загибаем пальцы. Большая открытая территория (теперь это весь Готэм) – есть. Толпа выразительных и не очень злодеев – в наличии. Продолжительная и драматичная история – тоже. Даже Джокер и тот на месте. Справедливости ради скажу, что хотя сюжет мне и не показался даже умеренно цепляющим, но несколько отличных моментов в нём есть, а арка с тем же Джокером является одним из них. Соглашусь с мнением, что личности главного героя, его внутреннему миру и моральным терзаниям здесь впервые отведено куда больше места, что тоже для меня стало преимуществом. А ещё здесь, наверное, лучшие в серии боссы.
Из минусов: перемещаться по городу при помощи крюка и плаща стало сильно менее удобно, побочные задания оказались совсем невыразительными (про Загадочника промолчу), за исключением одного действительно хорошего. И, что иронично, связано оно с тем же персонажем. Ну и местная история, повторюсь, хороша лишь отдельными моментами.
Неплохой, но совершенно необязательный и вторичный приквел, без которого можно было спокойно обойтись.
Batman: Arkham Knight (2015)
Завершение истории, вновь за авторством Rocksteady Studios. Здесь много о чём можно вспомнить. Ворох технических проблем с PC-версией на релизе вплоть до временной приостановки продаж, сомнительный редизайн под реализм, не слишком удачно внедрённый в игровой процесс бэтмобиль, однообразие ситуаций, которое уже вопит о своём присутствии, полное отсутствие боссов, странный финал и такой же странный способ получения его более-менее полноценной вариации. Я просто более подробно пройдусь по всему вышеперечисленному, а потом упомяну хорошие стороны.
Жутких проблем с производительностью у меня не было, что удивительно. Понятия не имею, как так вышло. На моём далеко не самом топовом железе всё работало практически идеально на высоких графических настройках. Говорю "практически", так как были некоторые подлагивания, но возникали они очень нечасто.
Внешний вид и общий антураж зачем-то переработали с прицелом на реализм. Вероятно, под вдохновением от трилогии товарища К. Нолана. Для меня это просто очень непонятный ход со стороны авторов. Герои не стали выглядеть сильно хуже, а просто более... обычнее, приземлённее и скучнее, чего греха таить. Но главному герою это пошло на пользу, опять же.
Бэтмобиль. О нём можно говорить долго. Учитывая, что в нашем распоряжении теперь абсолютно весь Готэм (снова после Origins), то перемещаться можно не только на своих двоих и с помощью полётов. Если совсем коротко, то огромная часть сюжетных и побочных заданий связана именно с этим транспортом, это дико утомляет и вообще худшее, что есть в игре в геймплейном смысле. В целом, реализация хромает на всё, что можно, но вот те же погони с перестрелками достаточно драйвовые, этого не отнимешь.
Здешнее однообразие переехало прямиком из City, заметно прибавив в весе. Те же побочные задания с интригующими завязками, выливающиеся в неоднократное повторение каких-то действий. Больше добавить нечего. А ещё бэтмобиль из предыдущего абзаца, да. Есть несколько неплохих мини-историй из DLC, но это именно мини-истории. Зато они рассказывают о ещё нескольких персонажах и вызывают некоторые ностальгические чувства, отсылая к предыдущим играм.
Столкновений с боссами нет, что не очень хорошо. Есть некоторые небольшие стычки, но обставлены они как-то совсем невзрачно. А кроме этого и добавить нечего.
Окончание игры не вызвало ни положительных, ни отрицательных эмоций. Оно просто здесь есть. Но вот способ получения его в максимально полном виде через принудительное выполнение побочных заданий на все сто процентов вызывает, мягко говоря, вопросы определённого характера. Это действительно может кому-то испортить всё послевкусие, как мне кажется.
А теперь о приятном. Атмосфера стала ещё более мрачной и тяжёлой. Безысходность и груз прошлых ошибок и неудач, морально съедающий Тёмного рыцаря, ощущаются здесь очень остро. Снова достойная и продолжительная главная история, которая, за вычетом пары нюансов и бэтмобиля, воспринимается логичной, целостной и всё же завершённой. Бои тут по-прежнему прекрасные, приёмов и снаряжения стало ещё больше. Они до сих пор работают без осечек. Вроде бы и мало сказал о плюсах, но это именно то, что удерживало меня в игре, и к чему у меня на самом деле нет никаких претензий. А саму игру я в любом случае считаю отличной.
***
Много всего понаписал, но просто хотелось как можно более непредвзято высказаться насчёт этой, несмотря ни на что, качественной серии. Если вы до сих пор не приобщились, то искренне советую это сделать. О потраченном времени вряд ли пожалеете.
Благодарю за внимание.