Найти в Дзене

Геликония, или «ДОМ 2» вселенского масштаба

Оглавление

Году в 2003-м прочёл я книжку «Весна Геликонии» за авторством Брайана Олдисса. И чтиво оказалось совершенно ни на что ранее читаемое не похожим. Поначалу показалось, что это такое мрачноватое фэнтези. И немудрено — потому как там действовали люди и еще одна разумная раса злобных рогатых существ. Но по ходу прочтения всё оказалось несколько сложней, чем предполагалось.

Попробую не спойлерить сюжет, просто обрисую довольно интересный сеттинг. Итак,

Небесная механика

Вот из названия может показаться, что Геликония — это страна. Но нет — это планета. Но находится она в системе двух звёзд. То есть как все порядочные планеты, она вращается вокруг своей звезды Беталикс. Но, как говорится, есть нюанс — этот Беталикс, сам, в свою очередь, вращается вокруг гораздо бо́льшей звезды — Фреира.

Это уже получается совершенно не привычная нам звёздная механика. Наш-то шарик «круг Солнца ходит», и у нас смена сезонов повторяется из года в год. Но как это происходит в двойной звёздной системе? При вращении вокруг своей ближайшей «родной» звезды (Беталикса) Геликония действительно переживает привычные нам времена года.

Но Геликония вращается ещё и вокруг другой звезды, являющейся настоящим центром этой системы — Фреира. А уж этот гигант диктует ей свои сезоны. Те же зиму, весну, лето и осень, только длящиеся по нескольку десятков тысячелетий.

И получается, что на рассматриваемой планете мы имеем Малый год и Великий год. И кстати, Малый год в полтора раза больше Земного. Оттого читать в книге предложения типа «мне 25 лет, и я бородат уже не молод» бывает довольно непривычно. Ну, если забыть об этой разнице.

Особенности флоры и фауны

Представьте, люди (и вообще вся планета) во время зимы Великого года поколениями проживают свои Малые года в довольно суровых условиях. В то время как летом Великого года наоборот — изнывают от жары.

Условия необычные и флора с фауной им тоже соответствует. Например, тамошняя тягловая сила — это собаки. Ну, собаки — и собаки, только рогатые. И больше ничего в них нет для землянина интересного. Они и в зиму Великого года, и в лето, если и подвергаются каким-либо приспособленческим изменениям, то незначительно. Таким же образом дело обстоит и с прочими упомянутыми в книге рогатыми животными.

Но не то с хоксни, которых люди стали использовать как лошадей. А, судя по скудному описанию, они на лошадей как раз и похожи. Даже без рогов, представьте себе! Так вот, эти самые хоксни всю Великую зиму живут в недрах исполинских растений в виде зверьков, помещающихся на человеческой ладони. А в Великую весну преображаются в очаровательных лошадок.

Люди в Великую зиму и люди в Великое лето всё же имеют больше сходств, чем хоксни в разные времена Великого года. Но тоже претерпевают изменения. Зимой они сильно прибавляют в весе, и вообще весь метаболизм их перестраивается. А летом, соответственно, становятся стройными.

Причём, эти сезонные изменения инициируются неким вирусом, который переносится безобидной вошью, родными хозяевами которой являются представители разумной рогатой расы. Вирус активируется только при определённых условиях, которые совпадают с началом Лета и началом Зимы. Он несёт с собой мучительную и смертоносную болезнь, зато перенесшие её люди как бы перерождаются в новой версии своего тела.

При чём здесь «ДОМ 2»?

Такова Геликония и её Великие сезоны. Но при чём же здесь название телешоу? А вот тут настоящий спойлер! Очень даже при чём. За планетой предприимчивые земляне организовали наблюдения и буквально в прямом эфире следили за её событиями. Через искусственный спутник, который они поместили на её орбиту.

Правда, штука в том, что пока сигнал идёт до Земли, проходит тысяча лет. Эфир получался не очень то прямым, но иначе никак — расстояния, знаете ли... Конец спойлера.

Boris Vallejo. Hind Sight. 
Напомнило одну из героинь «Весны Геликонии». Был там момент с купанием... Впрочем, сколько-нибудь годных иллюстраций к книге я не нашёл, поэтому вот так.
Взято, как обычно, из открытых источников.
Boris Vallejo. Hind Sight. Напомнило одну из героинь «Весны Геликонии». Был там момент с купанием... Впрочем, сколько-нибудь годных иллюстраций к книге я не нашёл, поэтому вот так. Взято, как обычно, из открытых источников.

У книги «Весна Геликонии» есть продолжения: «Лето Геликонии» и «Зима Геликонии». Их мне удалось прочесть через шесть лет после первой. Могу по этому поводу сказать одно — трилогия не разочаровала.

В некоторых рецензиях серию сравнивают с «Дюной» Фрэнка Херберта. Казалось бы, почему, ведь совершенно ничего общего? Но, с другой стороны детальность, масштабость... Да нет, как по мне — так и действительно общего мало.

С «Дюной» я тоже отлично знаком, а одно время от неё фанател даже. Но если сейчас кто-то каким-то немыслимым образом вдруг попробовал бы сравнить две этих эпопеи, то я, пожалуй, отдал бы свой голос именно за Геликонию.