Каждая «нация» выбирала себе главу — прокуратора, а все четыре нации вместе избирали ректора, который был главой университета. Ректор был чаще всего лицом духовным, во всяком случае, неженатым, так как в средние века брак считался несовместимым с занятиями наукой. Это требование предъявлялось и к профессорам, и к студентам.
Ректор смотрел за тем, чтобы прокураторы (от латинского слова curo, забочусь) следили за порядком: все студенты должны быть внесены в списки (матрикулы), посещать занятия, платить за обучение лекторам (гонорар) и вести себя хорошо. Кстати, гонорар студенты платили очень неаккуратно.
Один лектор так закончил свой курс лекций: «В будущем году я буду читать только ординарные (обязательные) лекции, а экстраординарных (необязательных) читать не буду, ибо школяры — неисправные плательщики; знать хотят всё, а платить никто не хочет». Гонорар не давал, конечно, средств университетам.
Средства университету обеспечивали доходы с церковных приходов, которые были к нему приписаны. Кроме выбранных самими студентами прокураторов, для наблюдения за студентами ректор назначал особых наставников - педелей. Должность педеля считалась очень почётной.
Студенты, действительно, нуждались в присмотре. Они часто допоздна шатались по улицам, пили много вина, ссорились с гражданами, да и между собой жили не всегда дружно, так как «нации» иногда враждовали между собой. Они давали друг другу обидные прозвища.
Англичан называли пьяницами и шутами, французов — неженками, похожими на женщин, нормандцев называли тщеславными самохвалами, жителей Пуату — вероломными льстецами и т. д. Часто из-за оскорблений происходили бурные ссоры.
Чтобы жизнь студентов была более организована, а также для помощи бедным студентам были созданы при университетах «коллегии». Коллегиями назывались общежития, где студенты получали постель и питание. Коллегиям жертвовали деньги папы, короли, духовные лица и знатные вельможи.
В Париже приобрела большую известность коллегия, учреждённая в XIII в. Робертом Сорбонном, духовником короля Людовика IX, для шестнадцати бедных студентов богословского факультета. Эта коллегия была вскоре расширена и приобрела такое значение в жизни всего богословского факультета, что весь он в целом стал называться Сорбонной и под этим именем прославился по всей Западной Европе.
В Сорбонне была большая, тщательно подобранная библиотека. Число коллегий стало быстро расти, и они получали всё большее значение в жизни университета. В коллегии стали приглашать магистров для ведения занятий, там следили за успеваемостью студентов и их хорошим поведением.
Факультеты не были равны между собой. Артистический факультет, где изучали «семь свободных искусств» и заканчивали философией, считался подготовительным, он учил основам наук. Постановление докторов Парижского богословского факультета прямо говорит, что тривиум и квадривиум — фундамент науки, и никто не может совершенствоваться дальше, не зная этих основ.
Артистический факультет был самый многочисленный. При окончании этого факультета на выпускном экзамене предъявлялись небольшие требования. Соответственно требованиям, учёная степень, получаемая по окончании артистического факультета, была самая низкая. Кто успешно сдавал эти экзамены, тот получал звание бакалавра, которое считали преддверием для достижения прочих степеней.
Кроме экзамена, бакалавр должен был выступить на диспуте и дать клятву университету в верности. После этого бакалавры становились преподавателями университета. Иногда они поступали учиться на высшие факультеты и были одновременно и студентами, и учителями.
«Артисты» были самыми необеспеченными студентами; про них говорили: «Гален (медицина) даёт богатство, Юстиниан (право) даёт почести или должности, а артисты ходят пешком», «Кто занимается логикой, тот в поте лица добывает хлеб свой», «Перед юристами растворяются двери дворцов, а если бы сам Гомер пришёл в сопровождении муз, ему пришлось бы постоять у дверей».
На факультетах (особенно на артистическом) в качестве дисциплинарной меры применялись телесные наказания. Секли не только студентов, но и бакалавров.
Медицинский, юридический и богословский факультеты были «высшими факультетами». Богословский факультет считался гордостью Парижского университета. На нём могли учиться только духовные лица, тогда как на другие факультеты принимались и светские люди: и крестьяне, и горожане, и рыцари, и знатные феодалы.
По окончании высших факультетов давалась более почётная учёная степень — доктора или магистра. Получить это звание было трудно, так как для этого требовались не только большие знания, но и порядочные средства.
Часть четвертая. Продолжение в части пятой.