Небольшая история в которой переплетаются отношение к музыке в Чехии, свои и чужие руки, загадочный меценат, доктор из Америки и…October 23, 2019
Не так давно в одном из чатов экспатов Чехии немного поспорили о том считают ли чехи себя музыкальной нацией и есть ли у них к тому основания.
Спорили само собой не о Дворжаке и Сметане, говорили о современности. Дескать в музыкалку ходят, а звёздных групп у них и нету. О звездах не скажу, я тоже не особо нахожу здесь что то интересное для себя из музыки. Скажу об отношении к занятиям музыкой.
Наш младший сын ещё в России ходил в музыкалку. В основном играл на духовых, но также любил пианино. Продолжил заниматься и в Чехии, но тромбон уже забросил, полностью перешёл на klavír по здешнему.
Можете вслед за нами повторить несложный эксперимент: набрать в интернете по русски "отдам даром пианино" и то же самое по чешски. Период советского воспитания, когда считалось чуть ли не обязательным ходить на кружки, в том числе и на музыку, благополучно закончился. Люди чуть ли не десятками отдают пианино как ненужные вещи, загромождающие интерьер. Из ряда объявлений мы выбрали посимпатичнее ("Красный октябрь" в черном варианте) и жена поехала. Симпатичная старушка угостила её чаем, рассказала о дочке, которая ещё музицировала, о внучке, которая уже не хочет, удостоверилась, что инструмент будет в хороших руках и подарила его нам. Ещё и старенькие лыжи отдала для комплекта)))
Заплатили мы только пять тысяч рублей специальным людям, которые перевезли наше приобретение в целости и сохранности.
Когда мы в Чехии попытались пойти той же дорожкой, выяснилось, что нет объявлений о том, что кто-то отдаёт пианино. Чешские дети по прежнему занимаются музыкой, часто с большим удовольствием. Помогает, кстати, в этом то, что здесь легко можно перейти с одного инструмента на другой. Никаких трагедий, захотел и передумал человек.
В итоге пришлось покупать.
Зато тромбон в России мы покупали сами, здесь его нам выдали. В школе из класса сын один ходил на музыку, здесь кроме него из класса - ещё человек семь занимаются музыкой. В российской школе им выделили всего два класса под занятия и то один потом отобрали.
Кроме музыкалки в ней ещё и танцы и драматургия и ещё что то. Музыка: пианино, вокал, струнные, смычковые, электронные инструменты...
Несмотря на внешний антураж, внутри все современное: оборудование, специальная звукоизоляция.
Думается, что подытоживать особо не надо. Развито или нет в Чехии музыкальное образование - судите сами.
Многие взрослые не бросают своих увлечений. Участвуют в каких-то небольших группах, ездят по фестивалям. Часто встречаем такие коллективы на наших городских праздниках. Мало того - мой коллега играет на бас-гитаре в такой группе.
У жены на работе коллеги вместе с семьями традиционно собираются, чтобы попеть рождественские песни. Кроме хора присутствуют: три гитары, скрипка, электронный klavír, тромбон, саксофон, две - три флейты. Есть даже органистка. Неплохо для педиатрического отделения небольшой больницы. Не думаю, что в России так легко сколотить подобный состав.
А теперь о руках или скорее о людях.
В ту же самую нашу музыкалку ходит и вот этот паренёк. Они с сыном были вместе в оркестре. Не заметить его трудно.
Познакомьтесь, это Ян, Jan Kříž, уменьшительно Гонза (Honza).
На Пасху 2013 года ему было девять лет. Играл, бежал, споткнулся на бегу, да так здорово, что влетел в дробилку, которая перемалывала спиленные ветки. Перемолола она и Гонзу. Сильно поранило голову, думали, что будут пересаживать кожу, но обошлось. Зато руки ему искрошило: левую по запястье, правую чуть выше. Из местной больницы уже через полчаса он был эвакуирован вертолетом в факультетскую клинику в Градец Кралове. Остаться бы ему просто инвалидом во всех смыслах, но Гонза оказался крепким орешком. Через три недели после выписки из больницы он уже вернулся в школу.
Он из семьи фермеров: 60 гектар земли, стадо коров и все такое. Народ они упрямый, не склонный к смирению. Не согласились с предложенной им операцией по расщеплению предплечья. (Это когда хирургически разделяются лучевая и локтевая кости, получается такая V-образная хваталка. Выглядит уродливо, но хотя бы что то.) Отказались также и от предложенной им попытки пересадить пальцы с ноги. Вместо этого они перерыли Интернет и обратились за советом к этому человеку.
Это пластический хирург, который, сразу после окончания медицинской факульты в Университете имени Палацкого а Оломоуце, уехал в Бостон и там сейчас возглавляет клинику ожогов и пластической хирургии. Под его руководством команда хирургов и анестезиологов впервые в США пересадила лицо человеку (третья операция в мире). На родину приезжает раз в год. Он то и посоветовал семье делать все необходимое, чтобы мальчик получил современное протезирование.
Семья нашла в Пльзени фирму протезистов. Jan Maleš поставил мальчишке первый протез (британского производства). Кто из хирургов непосредственно участвовал в этом - не знаю. Потом ему дали в аренду два более сложных протеза.
Из-за большой стоимости страховая всего этого возместить не могла. Мальчик рос, старый протез мог осуществлять только примитивные щипковые движения, требовались новые.
Миоэлектрический протез штука не дешевая, а современный бионический стоит по 600000 корун каждый (1800000 рублей).
О нем написали газеты, Чешское телевидение сняло сюжет. Благотворительный фонд Conto Bariery объявил о сборе денег. Пожертвования последовали. Самое потрясающее было, когда им позвонил человек, который хотел сделать свой взнос, оставшись неизвестным. Он перечислил миллион двести тысяч корун (3600000 рублей). Сказал, что ему не нужна ни благодарность, ни известность, главное, чтобы у парня все было нормально. Такими темпами за неполную неделю собрали больше двух миллионов корун. Из этой суммы оплатили два протеза Гонзе, остальные деньги пошли ещё двум детям с такими же проблемами.
Сейчас Ян - один из четырёх обладателей бионических протезов в Чешской Республике. Трое из них получили протезы путём благотворительности.
Гонза и до травмы ходил в музыкалку - на klavír. Отец говорит, что как то ему надоело и даже хотел бросить. Но после травмы это стало ещё одним из его испытаний. Продолжать на пианино было невозможно. Вместе с преподавателями ZUŠ выбрали тромбон. Занимался сразу ещё со своими простейшими приспособлениями, до протезов. Тромбон ему выдали пластиковый, полегче. Кроме этого, специально к инструменту приваривались какие-то крючки и скобочки.
Сейчас Гонза вырос до 180 см. Он социализирован, он не сидит дома, в него не тычут пальцами, он собирается в консерваторию. От всей души надеюсь, что у него сложится как он задумал.
Может быть в пражском метро вы видели постеры с его фотографиями. Если нет - нестрашно, теперь вы и так вспомнили, что главное - не сдаваться! Как в песне времён нашего пионерского детства.
Статья подготовлена по чешским источникам и личной информации.
Не теряйте бодрости и читайте наш канал в Телеграм.
Командировка в Чехословакию.
Карта авторских блогов эмигрантов