Доброго времени суток!
Уже сегодня открылся ранний доступ к изометрической MMORPG Lost Ark, и по этому случаю вчера разработчики провели для прессы презентацию. Благодаря ребятам с Пикабу мне удалось на ней побывать и задать несколько вопросов. Ну и оценить масштабы действа!
Структура поста:
1) Основная информация об игре.
2) Что было на презентации.
3) Интервью с продюсером Lost Ark.
Сначала немного об игре.
В первую очередь стоит знать, что это изометрическая MMORPG. Геймплейно и по ощущениям игра больше всего напоминает типичный Диаблоид. Чем именно? Лично для меня это две вещи: закрытые локации со входом и выходом и классы, рассчитанные на убийство огромного количества врагов. Поговорим о классах.
На старте открытого бета-тестирования 27 октября игрокам будет доступно четыре архетипа, каждый из которых подразделяется на три подкласса:
Чуть позже в игру добавят архетип Ассасин с двумя подклассами и 1 подкласс (Копейщица) для старого архетипа Воин. Итого 15 классов со своими умениями и отличиями в ведении боя. Некоторые классы рассчитаны на огромный урон, другие на контроль или усиления. Но всех их объединяет то, что они самодостаточные. Как таковых чистых танков или хилов в Lost Ark нет.
Связано это с желанием разработчиков предоставить всем игрокам весь контент без необходимости подыскивать или прокачивать "необходимых" персонажей. Пройти данж в 4 демедж диллера? Почему бы и нет. Поэтому вам нужно лишь определиться с полом и стилем боя.
С визуальной точки зрения персонажи являются классикой корейских игр (разработкой занимается студия Smilegate RPG). Сексуальные девушки и парни, закованные в многослойную тяжелую броню, не за это ли мы любим и ненавидим азиатские игры?)
И, несмотря на довольно гибкий конструктор создания героя, мы все равно увидим его(ее) сверху:
Правда в игре присутствует множество катсцен, в рамках которых нам показывают модели героев вблизи, поэтому сильно забивать на внешность не стоит.
Чем нам предстоит заниматься? По-сути, тем же, чем и во многих других проектах: сражаться, проходить сюжетные квесты и побочки, зачищать данжи, выполнять ремесленные/исследовательские миссии (к примеру, можно будет путешествовать на корабле, охотиться на кроликов). Ну и PvP. Много PvP.
Кстати о сюжете. В отличие от большого количества других проектов, в русской версии Lost Ark решили заморочиться не только с переводом текстов, но и с голосовой озвучкой. Поэтому для многих игроков обычный процесс "скипа" (пропуска) диалогов может отпасть, за развитием событий теперь действительно интересно следить. С другой стороны, сам по себе сюжет не является чем-то выдающимся и вполне себе может восприниматься как нечто "побочное". В сравнении с той же Star Wars: The Old Repeblic повествование явно уступает, так как там действительно хотелось пройти за все доступные архетипы. Тут же достаточно одного "забега" (если судить по моему личному опыту).
Что касается поддержки игры и планов по ее развитию, то тут все в пределах "норма-хорошо".
Относительно "нормы" - это переполненные сервера и очереди даже на старте раннего доступа. Но в сравнении с тем же запуском ArcheAge стоит отдать разработчикам должное - технические трудности были решены примерно за час и игроки уже смогли начать покорять мир примерно в 16.00 по МСК.
Однако мне страшно представить, какие задержки, лаги и очереди будут на старте ОБТ. Лично я разработчиков предупредил, что народу будет много. ОЧЕНЬ много. Например в 15.00-15.30 по МСК сегодня уже были очереди, причем большие. Доходило вплоть до 20+ тыс человек:
На ОБТ в первый день будет точно ад, зуб даю) По крайней мере в первые часы. Банально потому, что очень многим захочется посмотреть на игру. Но это типичная ситуация для MMORPG. Тут ворчать бессмысленно. После релиза в игру будут добавлять новые активности, описанные в плане обновлений. При этом и новый контент будет получать голосовую озвучку.
Сама игра является условно-бесплатной. Однако, как это обычно и происходит, существует возможность получить ранний доступ (начать играть уже сегодня), а также вывести аккаунт на статус премиума. Называется это дело "Благословение Беатрис".
Если коротко, то премиум дает бесплатное использование порталов быстрого перемещения, а также транспортные (морские) корабли станут на 50% дешевле. К этому приплюсуйте бонусы при морских путешествиях. Некоторые активности имеют ограниченное количество применений в сутки (например, сыграть мелодию перед NPC для повышения репутации), премиум дает +1 к суточной норме активностей. Ну и на сладкое - различные расходники.
В целом - ничего существенного и премиум не особо нужен для прокачки, в этом плане издательство не пожадничало и не дало дикого преимущества платным игрокам по сравнению с бесплатными (если не считать скорость прокачки). Так что, если вам интересен именно сюжет и вы не стремитесь "пройти игру как можно скорее", то можете спокойно начинать без вкладывания денег.
Однако сейчас минимальный набор стоит 699 рублей, что для рядового игрока немало. Действительно немало. Готовы ли вы отдавать 700 рублей в месяц "для комфортной игры"? Лично я готов расстаться ну с 300-ми рублями в месяц, а вот 700 для меня многовато, если говорить честно 0_о
Кстати, о прокачке. Lost Ark поощряет доскональное прохождение с выполнением всех побочек и необязательных активностей. Так что темп игры больше похож как раз на Diablo, чем на тот же ArcheAge. Однако это значит, что в игре присутствует огромное количество гринда.
Вроде бы основную информацию я рассказал. Пока Lost Ark выглядит как очень красивый, но в тоже время типичный представитель корейских MMORPG. Если будут вопросы - задавайте, постараюсь ответить. А теперь о самом мероприятии. Вчера, 23 октября многих представителей СМИ пригласили на презентацию Lost Ark в честь запуска раннего доступа и скорого начала ОБТ. Сам ивент проходил в одной из башен Москва-Сити на 40-м этаже. Что я хочу сказать... Вау 0_о
Это было реально "Вау".
В самом начале выступили сами разработчики из Smilegate RPG, заявив, что они очень горды тем, что Россия стала первой страной, в которой вышла игра после релиза в Южной Кореи.
К сожалению, каких-либо уникальных подробностей о проекте нам сами разработчики так и не рассказали. Оно и понятно, в первую очередь создатели Lost Ark нацелены на родную аудиторию, поэтому было бы странно увидеть вчера что-то поистине новое. Хотя можно отметить то, что для русских игроков разработчики создали уникальные скины (основанные, судя по всему, на образе Кощея Бессмертного):
Для каждого архетипа костюм будет выглядеть по-своему. Также будет тематический маунт. Кстати, о средствах передвижения, их будет достаточно много:
В трейлере также показан еще один уникальный для русских игроков маунт - АУ-РУС. Для интересующихся процессом его создания, прошу, вот небольшой ролик. Позже я задал вопрос "а почему не классическая избушка на курьих ножках или печка", но до интервью мы еще дойдем.
После презентации игры и скорого ОБТ всем присутствующим пообещали показать анонс новой песни Хелависы (группа Мельница), записанной специально для Lost Ark. А до этого был небольшой перерыв. Чем можно было заняться во время перерыва? Выпить пару-тройку напитков, съесть закусок, сфотографироваться с косплеершами. Кстати о них. Девушки были шикарны (да простит меня Lumy):
Также стоит отметить качество костюмов. Огромное количество деталей и в целом сложность исполнения. Браво!
После перерыва нам представили новую песню. Я, конечно, все записывал, но мучить вас головами впередисидящих и дрожащей камерой я не буду, так что просто приложу ролик с Youtube:
Ну а дальше... дальше было живое выступление Хелависы! Ущипни меня комарик, МЕЛЬНИЦА ВЖИВУЮ! Каюсь, в свое время усердно слушал песни группы, поэтому был очень рад этой части ивента. Можно было даже попытаться взять автограф... но я банально постеснялся ^^"
Для понимания моих ощущений: Москва-Сити, 40-й этаж, вокруг весь свет РУ-игрожура, выступление Мельницы.... АаАааАаА!!! Теперь можно умереть спокойно)
На сладкое - общение с представителями русской версии Lost Ark. Так как всем хотелось урвать небольшой кусочек интервью, то пришлось немного подождать своей очереди. Ожидание скрашивал коллектив, исполняющий композиции из классических игр. Вот, например, небольшой кусочек выступления:
За ролик спасибо Георгию из команды Пикабу! ^^
Итак, интервью!
Справа - продюсер проекта Андрей Илюшин, слева - ваш покорный слуга - Александр "Хаст".
Раз уж я уже ранее упомянул маунт АУ-РУС, то и начнем с него.
_____________________________
Почему эксклюзивным маунтом стал автомобиль АУ-РУС? Почему не избушка на курьих ножках или конек-горбунок, если уж говорить о тематическом транспорте?
Естественно, что было множество вариантов, в том числе и избушка и конек-горбунок. Однако большинство вариантов разбилось о технические требования со стороны разработчиков. Во время реализации концепта пришлось учитывать множество факторов, таких как форма, то как маунт будет смотреться в городе в толпе игроков на сотне таких же АУ-РУС-ов, ограничение по высоте и так далее. Именно поэтому в процессе проработки окончательный образ стал таким, какой он есть сейчас. Также на итог повлияло то, что мы старались интегрировать маунт во внутренний лор игры, чтобы транспорт не выглядел "не к месту".
_____________________________
В России существует огромное количество уникальных праздников, тематических событий различной величины. Стоит ли ожидать в Lost Ark таких интересных, но небольших ивентов как, например, Масленица? Как проходит процесс утверждения ивентов с разработчиками?
Сами разработчики из Smilegate RPG в свое время запросили эту информацию и мы передали им перечень праздников, которые могут быть интересны игрокам и самим разработчикам с точки зрения каких-нибудь обновлений. Но нет такого, что уже существует точный список событий. Пока мы хотим поработать в рамках новогоднего ивента, потому что у них есть своя специфика, у нас своя. И вот уже после этого, в новом году мы будем делиться какими-либо новостями, по мере того, как будет о чем рассказывать.
_____________________________
Планируете ли вы "догонять" южнокорейскую версию клиента или будет существовать некий период задержки?
При локализации задержки естественны, так как сам процесс перевода довольно сложный. Помимо перевода все материалы также адаптируются под ру-сообщество. К тому же, с нашей точки зрения, это хорошо, что сначала какие-то элементы нового контента запускаются в Корее. Они тестируются, находятся какие-то баги, выпускаются исправления. И уже в нашей версии клиента обновление выходит в более правильном виде.
_____________________________
Планируется ли и дальше переводить не только текстовую часть игры, но и озвучку в новых обновлениях?
Тут довольно большой вопрос. Мы нацелены на то, чтобы переводить весь контент, однако сам процесс действительно сложный и масштабный. Именно поэтому то, что игроки услышат на ОБТ - это не все, что мы записали. Часть звуковых файлов сейчас в процессе интеграции в последующие билды. Занимаются этим в том числе и сотрудники Smilegate RPG. А еще часть озвучки в процессе записи на студии, мы все еще приглашаем актеров и записываем новые реплики. В какой-то момент мы полностью озвучим весь контент актуальной версии и вот тогда уже займемся локализацией нового контента.
Мы стараемся не только переводить, но и адаптировать персонажей под наш менталитет. Как пример, у нас есть диалог куста, который в нашей версии является отсылкой к Винни-Пуху. Что-то вроде "я тучка-тучка-тучка...".
_____________________________
В каждом крупном проекте всегда появляются игроки-фанаты, которые пытаются помочь разработчикам с развитием игры. Существует ли какая-нибудь программа по поддержке таких фанатов?
Если игрок хочет, действительно хочет принести пользу проекту, то естественно мы заинтересованы в том, чтобы находить таких людей. Существует Орден Беатрис, в который входят активные игроки, которые уже сейчас помогают нам с улучшением Lost Ark. Естественно, что мы готовы их мотивировать, чтобы ребятам было интересно и выгодно с нами сотрудничать. Поэтому, если кто-то уверен в своих силах и готов помогать развивать игру, то он может связаться с нами и попытаться вступить в Орден через наших комьюнити-менеджеров.
_____________________________
Как проходит процесс исправления каких-либо ошибок, из-за которых бывает падают сервера, образуются очереди в несколько тысяч человек...?
Как и в любой другой игре, существует неидеальность игрового и сетевого кода. И когда возникает непредвиденная ошибка, то тут несколько вариантов. Если ошибку возможно исправить с нашей стороны, то это происходит довольно быстро. Однако если ошибка сидит глубоко в коде самой игры, то нам приходится отправлять запрос разработчикам, чтобы уже они постарались максимально быстро решить вопрос. Но обычно самая долгая стадия - это поиск причины.
_____________________________
Когда случается какая-либо проблема, то игроки зачастую просят компенсировать игровое время, выдать дополнительные дни премиума и все в таком духе. Как обычно проходит процесс принятия таких решений?
Самое важное - это понять, что именно в настоящее время игроки недополучают. То есть, если, это доступ к игре - это одна история, если это недоступность той или иной механики, то решение о компенсации будет другим. Как правило, учитываются два важных фактора:
- где/что именно игрок что-либо "недополучил";
- что для игрока является ценностью.
Для разных проектов это может быть совершенно разной историей. В принятии решений компания не основывается на факторе "сколько денег она потеряет", тут скорее именно человеческое отношение и оценка эмоционального напряжения. Поэтому сотрудники, которые тоже являются геймерами, ставят себя на место игроков и стараются оценить тот ущерб, который был им нанесен, и степень компенсации, которая может этот ущерб покрыть. Также учитывается экспертное мнение разработчиков, так как стоит осознавать и влияние компенсации на игровой баланс.
_____________________________
Переживаете ли вы за проект, когда читаете отзывы/обзоры?
Конечно я переживаю, когда вижу какую-либо реакцию игроков на проект. Также стоит понимать, что иногда какая-либо критика бывает конструктивной и полезной, а иногда встречается критика от людей, которые не понимают механику или процесс работы чего-либо. В таких случаях хочется ответить "вы не так все поняли!", но естественно, приходится сдерживаться и принимать критику во всех ее проявлениях.
_____________________________
Если говорить чисто теоретически. Вот лично вы чего бы хотели добавить в проект, что нового в него привнести?
Лично я бы хотел увидеть в игре в будущем полноценные осады. Однако стоит сказать, что разработчики из Smilegate RPG в начале сентября добавили в свою версию режим, похожий на осады. К сожалению, я пока еще не попробовал его на Корее. Думаю, что российским игрокам он понравится, так как у нас любят массовые PvP. В том режиме идут сражения 16 на 16. Так что, ждем обновлений!
На этом интервью было завершено, как и само мероприятие, и я отправился домой готовить текст этой статьи. Также я запросил у разработчиков несколько ключей раннего доступа, чтобы разыграть их среди заинтересованных читателей, которые хотят ворваться в Lost Ark раньше официального старта ОБТ. И вот, жду ответа!
Так что буду держать руку на пульсе событий. Если вам интересно, постараюсь в ближайшее время опробовать игру более плотно (ранее заглядывал на ЗБТ, но контента там было мало). А пока все. Еще раз, огромное спасибо всем читателям за поддержку, ребятам с администрации Пикабу за приглашение на мероприятии. Было действительно круто и интересно!
_________________________________________
С вами был рыжебородый Hast, желаю вам удачного дня и отличного настроения!
Спасибо за поддержку!