В мае 1591 года в городе Угличе погиб отрок царских кровей. Последний сын Ивана Васильевича Грозного Дмитрий Углицкий. Собственно, даже его родной старший брат царь Федор Иоаннович законным сыном Ивана Четвертого ребенка не признавал, так как он был рожден Марией Нагой в 6-м, а по другим данным в 7-м браке. А церковь признавала лишь три венчания.
Незаконный ребенок
Но Федор был хвор и его жена Ирина Годунова детей мужского пола ему так и не подарила, так что младенца хоть и сослали с матерью в Углич, с глаз долой, но дали им и двор, и содержание, и слуг, и прокорм.
Во времена брата Ирины Годуновой, царя Бориса, а с легкой руки Карамзина и позже, бытовала версия, что царевича погубили заговорщики по прямому наущению "Бориски-царя", которому царственный отрок явно мешал утвердить свою династию на престоле России.
Няньки
Но еще в стародавние времена было известно, что царевич страдал "падучей" болезнью, то есть эпилепсией. Именно этим Борис Годунов и оправдался. Народ растерзал прямо на месте некоторых бояр, а потом следствие установило: царевич умер сам, играя в "тычку", то есть в ножички. Почему так случилось? А няньки были у него нерадивые - недосмотрели.
В исторических источниках нам известны имена трех женщин, состоявших при царевиче. Это постельница Мария Коробова, "мамка" Василиса Волохова и кормилица Арина Тучкова.
О первой почти ничего неизвестно, а вот другие две стали фигурантками сыскного дела, были не единожды допрошены. Обстоятельства дела переворачивались и трактовались в зависимости от того, кто был у власти.
Злая мамка
Василиса Волохова не виноватой в смерти царевича остаться просто не могла. При Годунове ее обвиняли в нерадивости, в плохом пригляде за подопечным ребенком. Позднее следствие при царе Василии Шуйском определило, что Василиса была заодно с заговорщиками и лично вывела царевича к злодеям.
Ведь сразу после происшествия народ растерзал Осипа Волохова, ее сына, потому что якобы дьяк с колокольни видел его в числе злоумышленников. Интересно, но саму Василису разъяренная толпа не тронула.
При Романовых за Волоховой окончательно закрепилась злодейская роль. Почему? А первым Романовым было очень важно доказать, что их воцарение законно, Лжедмитрии повержены, права на трон неоспоримы, так как ребенок Дмитрий был злодейски умерщвлен уже давно, в Угличе и даже виновные названы.
Добрая кормилица
Такой у Карамзина предстает другая женщина из окружения царевича - Арина Тучкова. Именно на ее руках и испустил дух Дмитрий по собственным показаниям женщины. Арину Тучкову с мужем сразу после происшествия под усиленной охраной повезли в Москву для допроса.
Сама ли она рассказала о злодейской роли мамки Волоховой или кто принудил - неизвестно. Но у историков она традиционно считается добропорядочной кормилицей, искренне горевавшей по своему молочному сыну. Дескать, злоумышленники ее то ли оглушили палицей, то ли жестоко избили кормилицу, чтобы добраться до Дмитрия-царевича.
Как закончилась судьба обеих женщин мы не знаем. Вероятно к моменту появления в приделах России Лжедмитрия они уже были в мире ином, иначе их непременно бы использовала та или иная сторона для опознания чудом спасшегося сына Грозного царя. Ведь вызвали же Марию Нагую, заставив или подкупив признать в самозванце родную кровиночку.
Иллюстрации из публичного доступа сети Интернет.
Подписывайтесь на канал и ставьте лайк публикации, если было интересно.