Если любовь и не причиняет вреда, она тесно связана с сильным желанием и тревогой.
Стресс усиливает эту реакцию дофамина. Когда млекопитающие впервые испытывают сильный стресс, среди их телесных реакций есть увеличение активности Центрального дофамина и норэпинефрина и подавление Центрального серотонина, известного как “стрессовая реакция"."Отвергнутые любовники также могут страдать от фрустрации-агрессии, которую психологи называют “яростью отказа".” Даже когда отвергающий партнер уходит с состраданием и милостиво чтит свои обязанности как друга или сородича, многие брошенные люди колеблются между сердечной болью и яростью-еще одна реакция с нейронными коррелятами.
Первичная система гнева тесно связана с центрами в префронтальной коре головного мозга, которые предвидят вознаграждение. Таким образом, когда человек начинает осознавать, что ожидаемая награда находится под угрозой, даже недостижимой, эти области префронтальной коры стимулируют миндалину и вызывают ярость, черту, которая напрягает сердце, повышает кровяное давление и подавляет иммунную систему. Эта яростная реакция на несбывшиеся ожидания хорошо известна и у других млекопитающих. Например, когда кошку гладят, она мурлычет. Когда эта приятная стимуляция прекращается, она иногда кусает.
Действительно, романтическая страсть и ярость отречения имеют много общего. Оба они связаны с телесным и умственным возбуждением; оба вызывают навязчивое мышление, сосредоточенное внимание, мотивацию и целенаправленное поведение; и оба вызывают сильное стремление-либо к союзу с отвергающим любовником, либо к возмездию за него. Более того, эти чувства романтической любви и ярости могут действовать в тандеме. В исследовании 124 пар, встречающихся друг с другом, Брюс Эллис и Нил маламут сообщили, что романтическая любовь и “гнев/расстройство” реагируют на разные виды информации. Уровень гнева/расстройства любовника колеблется в ответ на события, которые подрывают цели любовника, такие как неверность партнера, отсутствие эмоциональных обязательств или отказ. Чувство романтической любви любовника колеблется в ответ на события, которые продвигают цели любовника, такие как видимая социальная поддержка партнера во время прогулок с родственниками и друзьями или прямое признание в любви и верности.
Таким образом, романтическая любовь и гнев/расстройство могут действовать одновременно, добавляя интенсивность к своей зависимости от отвержения. Мы, должно быть, унаследовали эту реакцию протеста, поскольку она проистекает из базового механизма млекопитающих, который срабатывает, когда разрывается любая социальная привязанность.
Возьми щенка. Когда его отнимают от матери и сажают на кухне одного, он тут же начинает метаться, отчаянно прыгая в дверь, лая и скуля в знак протеста. Изолированные детеныши крыс испускают непрерывные ультразвуковые крики; они почти не спят, потому что их мозговое возбуждение настолько интенсивно. Цель этого протеста: повысить бдительность и побудить брошенное существо возражать, искать и звать на помощь. Протест, стрессовая реакция, фрустрация-притяжение, ярость заброшенности, жажда, симптомы абстиненции-все это играет определенную роль в распространенности преступлений на почве страсти во всем мире.
Как и все пристрастия, романтическая любовь может привести к насилию. В конце концов, однако, брошенный любовник сдается. Он или она прекращает погоню за любимым, открывая вторую общую фазу романтического отвержения, смирения/отчаяния. На этой стадии отвергнутый впадает в состояние летаргии, уныния, меланхолии и депрессии, известное как реакция отчаяния. В исследовании 114 мужчин и женщин, которые были отвергнуты партнером в течение последних восьми недель, 40 процентов испытали клинически измеримую депрессию. Некоторые влюбленные с разбитым сердцем даже умирают от сердечных приступов или инсультов, вызванных их депрессией. Другие совершают самоубийство.
Конечно, большинство отвергнутых любовников также чувствуют эту печаль во время фазы протеста, но она, вероятно, обострится, поскольку все надежды исчезают. Это отчаяние было связано с несколькими мозговыми сетями. Тем не менее, еще раз, дофаминовые цепи, скорее всего, участвуют. Когда отвергнутый партнер приходит к убеждению, что вознаграждение никогда не придет, производящие дофамин клетки в системе вознаграждения мозга снижают свою активность, производя вялость, уныние и депрессию. Кратковременный стресс усиливает выработку дофамина и норадреналина. Длительный стресс подавляет активность этих нейрохимических веществ, вызывая вместо этого депрессию.