Давно хотел посмотреть этот фильм. Никаких особенно завышенных ожиданий не было с самого начала, поэтому и разочарования тоже не испытал. Добротный боевик с элементами мистики и фэнтези, и совсем не экранизация известного источника. Но основной сюжет кажется сохранен при несильном заморачивании на деталях. Ну то, что Моисей общается с Сущим и даже видит его, не мешает вместить в кадр горящий куст. Хотя горящий куст потому и существовал, что лик Бога Моисей увидеть не мог, ну запрещено это. 30 лет хождения по пустыне превратились в не очень обременительную прогулку длительностью минут в 10 экранного времени. Ну и так далее...
Меня удивило иное. Параллели с другим фильмом казалось бы совсем не на библейскую тему.
А именно с фильмом «Список Шиндлера». Главный герой - Моисей, в другом случае Шиндлер с начала сюжета занимает важное место в номенклатуре диспотии. У него все есть и желать особо нечего. Режим отправляет его то ли инспектировать, то ли руководить порабощенным народом Израиля. В противопоставлении ему фараон или начальник лагеря, тиран, упивающийся властью. Волей случая, судьбы, Бога герой ведёт народ Израиля через испытания. В конце фильма приходит Красная Армия и фараона вешают. А народ выходит из рабства и обретает Землю обетованную. Интересная деталь - помощник у героя Бен Кингсли в обоих случаях. Но есть и более серьезное сходство - в обоих случаях народ герой безмолвный, он не актор в этих сюжетах. Ну если в «Списке Шиндлера», трагичном повествовании об ужасной и героической истории выживания и спасения это как раз понятно, то в «Исходе» не очень. Моисей даже вооружает и обучает вновь обретших свободу соплеменников, 400 000 человек совсем неплохая армия. Но в фильме последствий этому нет. Только волны Красного моря спасают преследуемых от конницы фараона.
Заканчивается фильм тем, что герой получает заслуженное место в Аллее Праведников, а в другом случае сам становится Царем.