Найти тему
hiSocrates

Оракул и Нео: философское осмысление "Матрицы".

Братья (ныне – сестры) Вачовски не раз отмечали, что они наполнили трилогию различными ссылками и аллюзиями на философские проблемы и системы, и далеко не все из них лежат на поверхности. Более того, режиссеры намеренно не давали никаких разъяснений по поводу содержания фильма. Ниже приведен отрывок из интервью философа Кена Уилбера и одного из режиссеров фильма Ларри (Лана) Вачовски:

Кен:
«Вы сами не говорили о вашей интерпретации трилогии "Матрица", или о том, что вы пытались сказать, потому что вы не хотели, чтобы это превратилось в догму. Другими словами вы хотели, чтобы у зрителей была свобода интерпретировать фильмы так, как они сами захотят. И у них есть эта свобода, пока не появляется создатель фильма и не говорит: "Вот - значение "Матрицы", а вот - источник". Это очень ограничивает людей, так что я думаю, вы поступили мудро...»

Ларри:
"Угу, я хочу сказать, вы создаете произведение искусства, и вы хотите, чтобы оно было провокационным, вы хотите, чтобы люди беседовали о нем, обсуждали его. [Кен: верно] Вы не хотите, чтобы они зависели от кого-то, кто скажет им, что это такое, или... Похоже, вся природа этого фильма такова - исследуйте его, судите о нем сами».

Все это дает нам возможность свободно анализировать содержание фильма и не стесняться предлагать самые смелые интерпретации.

Итак, Нео в первый раз посещает Оракула (в русском переводе Пифия). Если мы вспомним самый главный вопрос, который волновал Нео в начале фильма, это «что такое матрица?». Вполне натурфилософский вопрос в мире матрицы. Позже, после своего пробуждения, Нео, потеряв привычные точки опоры реальности, которые предоставляла ему матрица, находится в поисках ответа на новый вопрос: избранный ли я? Этот вопрос приводит его к оракулу. Вспомним, как именно оракул «отвечает на вопрос»: она сама задает вопрос, и Нео сам на него отвечает. Хотя оракул дает ясное указание, как именно необходимо ответить на этот вопрос — «познай себя». Плюс слова мальчика с ложкой: «дело в тебе». Все это переводит сознание Нео на себя самого, то есть, для того, чтобы ответить на вопрос, необходимо направить мысль на самое себя, а не на вопрос о матрице. Читателям, которые знакомы с историей философии, этот мотив может показаться знакомым. Нео, подобно Сократу, совершает антропологическую революцию, которая ставит во главу угла не натурфилософию, а проблему знания человека. Кроме этого, режиссеры умело ввели художественные образы, которые отсылают нас к античной философии.

Во-первых, это сам оракул, к которому приходят за ответом на самые важные вопросы. В истории сохранилось множество подобных сюжетов. Сам Сократ, когда был в Дельфах, прочел изречение, начертанное при входе в храм: «Познай самого себя». Но, интерпретировав его по-своему, он вывел новый принцип философии – познание, направленное на самого человека. Плюс, из Апологии Сократа мы знаем, что друг Сократа Херефонт отправился к дельфийскому оракулу с вопросом: «Кто мудрее всех?» Оракул ответил: «Софокл мудр, Еврипид мудрее, Сократ же – мудрейший из всех людей». То есть, схожесть сюжетов весьма заметна и сравнение Нео с Сократом справедливо.

Во-вторых, самое изречение «Познай самого себя » висит на кухне у оракула, подобно изречению на Дельфийском храме.

В-третьих, есть момент, который часто ускользает даже от самых внимательных зрителей-философов. Оракул, когда находится у себя на кухне, всегда курит. Дым от сигарет можно интерпретировать как дым, который вдыхала оракул. По описанию процесса предсказания оракул сидела на высоком треножнике над трещиной в земле, откуда шел дым. Вдыхая его, оракул впадал в состояние транса, в котором она и делала предсказания. И еще одна интересная деталь. В своих сочинениях Плутарх, который был жрецом в храме дельфийского оракула, описывал запах этого дыма как сладковатый. Вспомним первый момент сцены, когда Нео входит на кухню к оракулу. Пифия держит в руках поднос со свежеиспеченными печеньями и говорит: «Ммм…Запах хороший». Все это воссоздает образ дельфийского храма. И еще одна деталь — пифия одета в зеленое платье и стены на кухне также зеленые. Думаю, это не случайность, и это тоже что-то означает.

-2

Нео, сбежавший пленник пещеры Платона.

-3

В качестве аргументации этого тезиса сравним пару диалогов из фильма с отрывками из диалога Платона «Государство».

Morpheus:
T
hat you are a slave, Neo. Like
everyone else, you were born into
bondage, kept inside a prison that
you cannot smell, taste, or touch.
A prison for your mind.

Перевод:

Морфеус:
Ты раб, Нео. Как и все, ты с рождения
в цепях, с рождения в тюрьме,
которую не почуешь, не коснёшься.
Это темница разума.

В этом диалоге Морфеус напрямую говорит о матрице как о темнице.
Для людей, знакомых с философией, аналогия с пещерой Платона очевидна. Нео подобен сбежавшему узнику, который, едва увидев свет реальности, не способен его переносить. Вспомним один из первых диалогов на корабле:

Neo: Why do my eyes hurt?
Morpheus: You've never used them before.

Перевод:

Нео: Почему у меня болят глаза?
Мофеус: Ты впервые ими смотришь.

Теперь припомним отрывок из диалога «Государство»:

«Когда с кого-нибудь из них снимут оковы, заставят его вдруг встать, повернуть шею, пройтись, взглянуть вверх — в сторону света, ему будет мучительно выполнять всё это, он не в силах будет смотреть при ярком сиянии на те вещи, тень от которых он видел раньше».

Свет реальности особо резок и неприятен для сознания, которое только что выбралось из темниц иллюзорного мира. После болезненного осознания Нео спрашивает у Морфеуса:

Neo: I can't go back, can I?
Morpheus: No. But if you could, would you really want to?
….
There is a rule that we do not
free a mind once it reaches a
certain age. It is dangerous.
They have trouble letting go.
Their mind turns against them.

Перевод:


Нео: Могу ли я вернуться?
Морфеус: Нет. А если бы мог, вернулся бы?

Есть правило, что нельзя освобождать людей,
которые достигли определенного возраста.
Это опасно. Рассудок цепляется за прежний мир
И не приемлет нового.

Теперь снова обратим внимание на отрывок из диалога «Государство»:

« —…а ещё если станут указывать на ту или иную мелькающую перед ним вещь и задавать вопрос, что это такое, и вдобавок заставят его отвечать! Не считаешь ли ты, что это крайне его затруднит и он подумает, будто гораздо больше правды в том, что он видел раньше, чем в том, что ему показывают теперь?
— Конечно, он так подумает
А если заставить его смотреть прямо на самый свет, разве не заболят у него глаза, и не вернётся он бегом к тому, что он в силах видеть, считая, что это действительно достовернее тех вещей, которые ему показывают?
— Да, это так».

Нео это своеобразная экранизация сбежавшего пленника. Та же боль, то же неприятие, то же желание вернутся в мир грез. Более того, можно вспомнить положение тел узников в городе машин, то есть на так называемых полях, где выращивают людей. Они подобны заключенным пещеры. Они скованы и немы. Они во власти иллюзии. Реальный мир для них чужд.

-4

Когда зритель услышит предположение о том, что Матрица в своей концепции иллюзорного мира немало позаимствовала у Платоновой пещеры, у него будет повод охотно с этим согласиться.

Продолжение следует.

Автор: Валерий Исаев