Найти в Дзене
Георгий Жаркой

Российской школе сочинения не нужны

Фото: Яндекс
Фото: Яндекс

Первая четверть в школе заканчивается. В течение двух месяцев в шестом классе очень много было фонетики. Нашей школе очень важно, чтобы дети усвоили сильные и слабые позиции гласных и согласных в слове. А их много – позиций. Ну и, конечно, чрезвычайно важно усвоить, что буква –Ю- в слове – Юля – это два звука. Вот всю четверть и занимались этим. Ученики усердно транскрибировали, искали открытые и закрытые слоги.

И в это же время – ни одного мало-мальского сочинения за четверть. А зачем? Транскрибировать важнее. И ему в учебниках – много места отводится. И не читали ничего, потому что внеклассного чтения нет в действительности. На бумаге есть!

В мае я готовил своего внучатого племянника к ЕГЭ. Он ясно объяснит вам сложное филологическое явление, запросто найдет в чужом тексте парцелляцию и синекдоху. Но он не напишет и четырех предложений так, чтобы они стали текстом. Он не определит главную идею чужого текста и не сможет ее описать.

Текстовая культура уходит. Понять и оценить чужой текст, написать свой – образно и ясно – все сложнее молодому человеку в России.

Сегодня с внучкой разбирали изгибы фонетических явлений. У ребенка через 25 минут взгляд уплывал куда-то далеко-далеко. Потому что она не понимает, зачем нашей школе так важно, чтобы она выписала из упражнения 16 слов и указала в них слабые и сильные позиции согласных по твердости-мягкости и звонкости-глухости. Этого не понимаю и я.