Найти тему
The Economist Access

Самурай в офисе

Оглавление

Telegram

Очевидно, что успех компании – это успех её продуктов. Существует мнение, что правильный выбор организационной культуры важен не меньше. Её создание было камнем преткновения ещё в 1982 году, когда Том Питерс и Роберт Уотерман выпустили книгу «В поисках совершенства».

Идея этой книги жива и поныне.

Хорошим примером развития ценностей, изложенных Питерсом и Уотерманом, может служить новая книга Бена Горовица “What You Do Is Who You Are: How to Create Your Business Culture” («Ты есть то, что ты делаешь: Как создать бизнес-культуру»). «Вишенками» книги стали необычные примеры, которые приводил автор по ходу повествования.

Одни из самых ярких – Чингисхана, японских самураев, Туссен Лувертюра (лидер восстания рабов на Гаити) и Шака Сенгора (писатель, осужден за убийство, вошёл в топ-100 самых влиятельных лидеров США).

Почему именно они? В этих архетипах хочется видеть себя любому, кто вооружен лишь excel-таблицами, а не самурайским мечом. Далее Горовиц говорит о контрасте между “военным” и “мирным” руководителями, что, несомненно, отсылает нас к «Крестному отцу». На этом моменте целевая аудитория книги в принципе уже должна захлебнуться от удовольствия.

К счастью, книга не является примитивным чтивом типа «Как стать альфой в офисе». Мистер Горовиц умело ведёт читателя к тому, что каждый из его примеров имеют глубокий смысл.

Возьмем Чингисхана, известного своими стремительными завоеваниями и кровавыми расправами. Урок лидерства, который рисует автор, относится к меритократическим взглядам Чингисхана (принцип управления, согласно которому руководящие посты должны занимать наиболее способные люди, независимо от их социального происхождения и финансового достатка). Он был готов продвигать по службе совершенно разных людей, это касается как сословия, так и религиозных взглядов.

Единственным условием была верность.

Другой пример. Туссен Лувертюр отличался строгостью взглядов относительно этики и готовностью прощать своих врагов. Он даже разрешал рабовладельцам на Гаити сохранять свои земли при условии, что они соглашались должным образом вознаграждать своих работников.

Шака Сенгор также ввел строгий этический кодекс для своей тюремной банды.

Самое важное в формировании культуры компании в том, что миссия не может быть просто красим слоганом. Организационная культура – это комплекс мероприятий, которые проводит компания на ежедневной основе. Цель в том, чтобы внедрить культуру настолько глубоко, что сотрудники будут вести себя как надо, даже когда никто не смотрит.

Тон задают лидеры. Если они лгут, кричат, ругаются, то сотрудники будут делать то же самое.

Отсюда следует, что, если они хотят поощрять доверие и сотрудничество, они должны сами исповедовать эти ценности. Компании часто хотят видеть в своем составе очень разных людей, но слишком часто, говорит Горовиц, руководители бьются над достижением этой цели, используя странные методы. Например, нанимают консультантов.

Или, например, в Andreessen Horowitz менеджеров обязали проводить опросы афроамериканцев/евреев/женщин на тему: какие таланты они будут считать ключевыми в новом кандидате. Итог у этих опросов следующий. Сейчас в этой компании работают 55% женщин и 22% афроамериканцев. Я не сексист и не расист, но это не та цель, которую руководители хотели достичь, разве нет?

Мы подошли к тому, что некоторые корпоративные культуры имеют плохие последствия. В Uber ценности содержались в таких лозунгах, как «champion’s mindset» and «always be hustlin’» («мышление чемпиона» и «всегда быть быстрым/суетливым»).

Результатом стало создание высококонкурентной культуры, что в конечном итоге привело к нескольким скандалам и уходу соучредителя Трэвиса Каланика. Горовиц утверждает, что совет директоров Uber должен был понять, что создание агрессивной организационной культуры неизбежно приведет к серьёзным трудностям.

Главная мысль, которую озвучил Каланик в процессе своего ухода из компании, состоит в том, что ведение бизнеса не похоже на ведение войны, где единственной целью является победа, а любые потери просто рассматриваются как сопутствующий ущерб.

Также напомню вам, что империя Чингисхана распалась через одно поколение после его смерти, и что «японское экономическое чудо» случилось только после того, как они свергли власть самураев.

Великие лидеры в истории не всегда были людьми насилия. Возможно, Горовиц намекает на то, что менеджерам нужно подумать о том, что стоит выбирать модель управления, думая при этом о цели своего дела.

Оригинал