Азербайджан - это не только Каспийское море, нефтяные озера, грязевые вулканы и закавказская кухня, но и древняя история о которой я сейчас немного расскажу.
Меня мало чем можно удивить в путешествиях. Но Азербайджан смог, и в первую очередь историей небольшого, но уникального народа вот уже не одну тысячу лет проживающего высоко в горах и в очень непростых условиях.
Но для этого надо покинуть жаркий и шумный Баку и умчаться на 200 километров на северо - запад республики, поднявшись высоко в горы на северные отроги Кавказского хребта, где облака цепляются за горные пики. Именно там и находится некогда один из самых труднодоступных и удаленных районов республики - село Хыналыг.
Удивительное село расположилось на высоте более 2 000 метров в непосредственной близости от границы с Россией, почти напротив самого высокогорного села России - Куруш.
В этом селе сейчас проживает без малого две тысячи человек и все они являются представителями коренного народа - хыналыги.
Народ уникален тем, что несмотря на очень тесное соседство с лезгинами, цахурами, рутульцами, аварцами вокруг себя - не имеет к ним абсолютно никакого отношения и все эти столетия развивался внутри своего села.
Полноценная автомобильная дорога появилась здесь только в 2006 году, а до этого путь от районного центра Губа представлял собой узкую грунтовую горную дорогу, которую часто размывало и засыпало.
Но все изменилось и теперь это одно из наиболее интересных туристических место республики.
В селе есть школа-интернат, магазины, гостевые дома, погранотряд, древние зороастрийские храмы, мечеть, а территорию села окружает заповедный Шахдагский Национальный парк.
И не смотря на наличие всех этих благ, а еще и мобильную связь с интернетом, все-равно ощущается какая-то особая изолированность и отрешенность в жизни села от остального Азербайджана.
Чем же так интересен Хыналыг и его жители?
Тем, что это самое древнее поселении на территории современного Азербайджана. Именно так и никак иначе. За многие сотни лет изоляции, в Хыналыге сложилась своя замкнутая языковая и культурная экосистема, которая совсем не похожа на то, что можно наблюдать не только в Азербайджане, но и в соседнем Дагестане.
Историки и археологи, которые проводили свои исследования в данном районе, считают, что возраст поселения на этом месте не менее 2 тысяч лет.
Между прочим, тот же самый древний город России - Дербент, имеет возраст около 5 тысяч лет.
Что же касается религии, то сейчас хыналыгцы исповедуют ислам, но до начала XII века они были ярыми "огнепоклонниками", но все меняется.
А вот язык, на котором говорит местное население - "хыналыгский", просто уникален и не имеет живых "родственников" вот уже более 4 тысяч лет, хотя и относится к нахско-дагестанским языкам.
Считается, что современные хыналыгцы являются потомками Древней Кавказской Албании.
Но есть и еще одна интересная версия появления населения в этих местах - якобы Ноев ковчег пристал именно в этих горах, а населения современного Хыналыга является прямыми потомками Ноя. Но тут уж сам выбирает какая версия ему по душе.
И одно из интересных наблюдений, что хыналыгцы не понимают азербайджанский язык, а азербайджанцы наоборот не понимают хыналыгский.
Все население села относится к четырем родам и чужаков в село не допускают, сохраняя таким образом самобытность села.
Условия же для жизни здесь самые суровые в Азербайджане. Долгая и холодная зима и прохладное короткое лето. Только представьте, что снег в высоких горах выпадает уже в октябре и сходит только к началу мая, а морозы достигают 25-30 градусов.
В какой-то момент даже с трудом верится, что здесь такой климат, но так и есть. Ведь на самом деле село находится на северных склонах Кавказа, а здесь традиционно холоднее, чем на южных склонах.
По архитектуре и планировке. В Хыналыге типичное террасное строение домов очень напоминающее мне соседний Дагестан. Крыша одного дома одновременно является полом для расположенного выше дома.
Если присмотреться к домам и погулять по улочкам, становится понятно, что возраст многих домов более сотни лет.
И в строительстве и обогреве активно используется кизяк, который заготавливается в короткое лето.
С языком и коммуникацией здесь ой как непросто. Русский почти никто не понимает, в отличии от английского, на котором молодежь пытается неуклюже общаться с туристами.
Население либо занято в бюджетной сфере и торговле - школа, почта, магазины, либо занято выпасом скота.
Но в последнее время пытаются развивать туристическую инфраструктуру - гостевые дома, "навязчивый" сервис и сопутствующие услуги.
Но как и везде, это приведет только к некоторой потере самобытности и превращению села в подобие Лагича.
С другой стороны, в XXI веке на одном кизяке и скотоводстве выжить не возможно.
В общем, я был немало удивлен жизни и быту этого небольшого, но очень уникального и интересного народа в горах Кавказа.
Делитесь статьей в социальных сетях, ставьте лайки, подписывайтесь на мой канал - так вы поможете каналу в развитии.
А самые свежие и актуальные истории и путешествия можно найти в моем instagram - присоединяйтесь!