Без воды можно прожить неделю, без еды месяц, а без смысла — всю жизнь.
Некоторые пытаются наполнить свою жизнь смыслом. Например, пишут книжки: кто-то из тщеславия, кто-то из желания осчастливить человечество и поделиться мудростью, кто-то ради денег. В большинстве случаев причины писательства состоят в комбинации этих трёх соображений, иногда с мелкими примесями. По себе знаю 😊
Вряд ли кто-то помнит писателя Аркадия Николаевича Васильева (1907-1972), автора десятка романов, изданных в СССР огромными тиражами, и сценариев к нескольким кинофильмам. Потому что всё это — чуть больше, чем просто мусор. А ведь был Васильев одним из самых обласканных советской властью авторов. Начинал как следователь ОГПУ; позже эта подготовка помогла ему успешно возглавлять журналы "Огонёк" и "Крокодил", руководить коммунистами Московского отделения Союза писателей, обвинять в суде писателей, которые пишут неправильно... Могущественный был человек!
Карьеру отца-графомана благополучно — на новом технологическом и недосягаемом коммерческом уровне! — продолжила его дочь Агриппина Васильева. Девушка известна как Дарья Донцова: под этим псевдонимом несколько десятков литературных негров от её имени пишут одноразовые детективы .
Язык не повернётся упрекнуть подобных персонажей в отсутствии смысла жизни. Другое дело, каким боком этот смысл выходит окружающим. Но кто может их судить, если большинство пишущих или желающих писать мечтают о хотя бы части финансового успеха васильевых-донцовых?
Замечательный поэт Лев Друскин, изгнанный сперва из Союза советских писателей, а потом и из Советского Союза, оставил интересную зарисовку о нравах своего времени.
В 37-ом году в Дом творчества "Коктебель" приехал парторг ленинградской писательской организации Григорий Мирошниченко — дюжий мужчина с хмурым казацким лицом. Он вышел к ужину, поставил перед собой бутылку водки, пил раз за разом, быстро опьянел и вдруг, резко отодвинув тарелку, поднялся. Все оглянулись.
— Простите, товарищи, — сказал он, — я должен вас покинуть. Я очень устал. Я боролся с врагами народа.
Он пошатнулся и упёрся кулаками в скатерть.
— Я боролся с врагами народа, — повторил он. — Я приехал сюда отдохнуть. И что же я вижу?
Он обвёл всех ненавидящим взглядом:
— Кругом одни враги народа. Не с кем за стол сесть!
В столовой повисла абсолютная тишина. Стоило ему захотеть, и назавтра арестовали бы любого. Он повернулся и угрюмо вышел.
Кстати, Григорий Ильич Мирошниченко (1904-1985) в самом деле боролся с врагами, в Гражданскую воевал на Кубани, а писал не бездарно. В 1937-м ему было 33 года.
Книжки всякие нужны, книжки всякие важны. У кого есть масло в голове, тот разберётся 😊