Найти в Дзене

Уезжать нельзя остаться

Власти моногородов развивают инфраструктуру, чтобы предотвратить отток населения.

Комплексная программа по развитию моногородов в первую очередь предполагает меры по диверсификации экономики и уходу от монозависимости путем строительства новых предприятий. Но не менее важно и то, как власти развивают городскую инфраструктуру — строят и ремонтируют дороги, школы, больницы, благоустраивают улицы. При этом, поскольку инфраструктурные проекты сами по себе дороги, на первый план выходит умение попасть в государственные и региональные программы, правильно оформить документы и в сжатые сроки найти софинансирование. Развитая инфраструктура становится едва ли не решающим фактором в борьбе за человеческий капитал и деньги инвесторов.

Согласно данным МОНОГОРОДА.РФ, сегодня данный статус в России имеют 317 населенных пунктов, в которых проживает порядка 10% населения страны (около 14 млн человек). В 2014 году, когда Правительство России составляло этот перечень моногородов, к таковым были отнесены муниципалитеты, которые зависели от работы одного предприятия или отрасли на уровне, близком к 100%. Так называемую монозависимость власти решили преодолевать с помощью диверсификации экономики, были утверждены и сразу несколько институтов развития, в том числе финансовых.


Школы жизни
Как отметил в беседе с «Вестником» глава моногорода Дагестанские Огни Зейдулла Гашимов, за эти годы при содействии государства моногородам действительно удалось в значительной мере продвинуться в деле построения новой экономики. Большим подспорьем для моногородов стала возможность организации у себя ТОСЭР — территорий опережающего социально-экономического развития, в которых предусмотрен особый правовой режим ведения предпринимательской и других видов деятельности. В частности, преду­смотрены льготные налоговые условия, упрощенные административные процедуры и др. «Большим плюсом моногорода является наличие, помимо льгот, большого количества свободных рабочих рук. Как правило, хватает в них и довольно квалифицированных специалистов, поскольку в моногородах существовали и существуют доминантные предприятия высокого уровня, а также учебные заведения, которые их обслуживали», — отмечает глава Дагестанских Огней. В ТОСЭР, которая сегодня работает в моногороде, поданы заявки 8 потенциальных резидентов, готовых организовать здесь порядка 260 рабочих мест, что для города немало: на градообразующем предприятии — стекольном заводе — работает около 180 человек.
При этом, по мнению глав моногородов, развитие экономики моногорода невозможно без строительства и реконструкции объектов городской инфраструктуры, благоустройства территорий, создания общественных зон и пространств. «Одна из главных проблем, которая сегодня стоит перед моногородами, — оттуда бегут люди. Именно поэтому сегодня крайне важно не только обеспечить их рабочими местами, но и качественной средой, хорошим и доступным здравоохранением, образованием, возможностью быстро и безопасно перемещаться внутри города, отдыхать в парках, гулять с детьми в скверах и на зеленых аллеях», — отмечает Зейдулла Гашимов. При этом, поскольку своих денег в бюджетах большинства моногородов довольно немного, на первый план выходит участие в различных программах — как в федеральных, так и в региональных.
За последние годы Дагестанские Огни поучаствовали в десятке различных программ. Так, единственный за последнее десятилетие многоквартирный дом построен по программе переселения из ветхого фонда, в программу «100 школ» попали шесть городских СОШ, по программе развития моногородов отремонтирована местная поликлиника и получен современный автомобиль скорой помощи, а реконструкция центрального проспекта Ленина произведена по программе «Малые города». «Как правило, участие в программах предполагает софинансирование, которое муниципалитету необходимо изыскать. Кроме того, нужно строго и точно соответствовать всем формальным требованиям для того, чтобы попасть в программу, подготовить проектно-сметную документацию, пройти экспертизу, найти квалифицированных подрядчиков. Это целое искусство и слаженная работа команды администрации в условиях очень сжатого бюджета», — отмечает Гашимов.
Строительство объектов городской инфраструктуры — это не только вопрос удобства и комфорта местных жителей, но и важный фактор экономического развития, отмечает замглавы Таштагольского района Вадим Швайгерт. В моногороде Таштагол в декабре 2017 года построили мост через реку Кондома за счет средств ФРМ, который был необходим для реализации проекта по глубокой переработке древесины. Этот объект способствовал связи моногорода с близлежащими населенными пунктами, им активно пользуются и хлебопекарня, и лесозаготовительные предприятия, и другие производства. «Да и просто мост стал украшением города, его изюминкой. Реализация таких проектов показывает и людям, и инвесторам, что город живет полноценной жизнью, у него есть перспектива», — отмечает Вадим Швайгерт.


Светлый путь
По данным аналитического центра ИД «ЕвроМедиа», крупнейшим инфраструктурным проектом, который реализуется в моногородах, является строительство моста через реку Шексна в Череповце. Новое мостовое сооружение позволит не только значительно снизить нагрузку с действующего Октябрьского моста, но и перераспределить транспортные потоки и разгрузить центральные улицы Череповца, а также будет способствовать дальнейшему развитию индустриальных парков «Шексна» и «Череповец». Его стоимость, согласно проекту, составит 16,5 млрд рублей. На втором месте проект под названием «Светлый город» — модернизация системы городской системы наружного освещения в Нижнем Тагиле, который реализуется в рамках исполнения контракта жизненного цикла. В беседе с корреспондентом «Вестника» глава Нижнего Тагила Владислав Пинаев подчеркнул, что реализация столь масштабного проекта как по времени (25 лет), так и по деньгам (на данный момент общий объем инвестиций оценивается на уровне 9,37 млрд рублей) сопряжена со строительством целого ряда дополнительных объектов, каждый из которых также крайне важен для развития города. Это в том числе проект, оказавшийся на втором месте рейтинга, — автодорожный мостовой переход через Тагильский пруд, строительство которого начнется уже в этом году. «Этот крупнейший для муниципалитета проект стоимостью более 3,5 млрд рублей не только свяжет между собой два отдаленных административных района, но и снизит транспортную и, следовательно, экологическую нагрузку, приходящуюся на исторический центр», — уточнил Владислав Пинаев.