Найти тему
16,1K подписчиков

Маски-шоу русского рока

4,9K прочитали

Имеет ли право на существование рок-н-рольная фальшь.

Тема маскироваться под рок-группы, возникла в период позднего СССР, когда рок приобрел политический оттенок. Запретить тлетворное влияние Запада советская система не могла, подавить тоже не получалось, а вот подменить - вполне.

Бит-квартет Секрет и этим всё сказано
Бит-квартет Секрет и этим всё сказано

По стране начали активно гастролировать всевозможные ансамбли с приставкой рок: Земляне, Альфа и Автограф. Как в эту компанию попал тру-рок-коллектив Пикник остается загадкой. С другой стороны, чему удивляться, когда Машина Времени выступала от Москонцерта.

Вместе с тем, к советскому наследию никаких претензий нет, музыканты выживали как могли, за исключением одного псевдо-музыкального явления, о котором речь пойдет в конце статьи.

То, что началось в рок-индустрии в пост-советский период, кроме как словом позор нельзя назвать. Здесь следует оговориться, что под словом коммерциализация и мейнстрим, мы не имеем ничего плохого. Музыканты, которые собирают стадионы, при этом делают свое дело по-настоящему и с полной самоотдачей, вызывают чувство искреннего уважения и чем больше таких шоу будет, тем лучше.

Деградация рока в новой России началась, можно сказать, с появлением коллективов Мечтать и Муммий Тролль. Они появились во второй половине 90-х. В первые пост-советские годы ситуацию еще вытягивали монстры из трех столиц советского рока: Питера, Москвы и Екатеринбурга. К сожалению пороху у них хватило не надолго, политическая повестка песен ДДТ, Нау и Аквариума уже мало кого могла вдохновить, требовалось обновление.

И вот оно началось. Только стало ли кому-то от этого легче? Королем эфира стала группа Мечтать. Это пожалуй был первая попытка создать продюсерский поп-рок-проект, которую попробовал реализовать Александр Шульгин, на тот момент муж певицы Аллы Первфиловой (сцен. имя Валерия). Какое то время, нафталиновое звучание, сильно напоминающее репертуар голландской группы Shocking Blue, проекта Мечтать производило на аудиторию хорошее впечатление.

Но, счастье продлилось недолго, музыканты, как часто это бывает, возвысили голос и получили отповедь от продюсера. На этом история псевдо-рок-группы Мечтать можно сказать была закончена, хотя лидер группы Олег Горшков время от времени гастролирует и выпускает новый материал.

Тем временем, Шульгин оказал существенную поддержку подъехавшему в 1997 году из Лондона Илье Лагутенко. Дальневосточный рокер, выпустивший в 80-е андерграундный альбом, числился в любимчиках музкритика А.К. Троицкого и получил с благословения оного отличное паблисити.

В Москву он прибыл не с пустыми руками, а с модным музыкальным материалом, типа брит-поп. Здесь он вспомнил про свой владивостокский проект Муми Тролль и запустил шараманку, которая звучит до сих пор. Музыкальную кашу, которую группа регулярно производит, творчеством назвать никак нельзя, поскольку все их, громко прозвучавшие композиции, насквозь пропитаны заимствованиями из хитов западных групп.

Таким образом история показала, что создание продюсерской рок-группы обречено на провал. Вместе с тем, ущербная практика была продолжена в лице таких коллективов как Звери и Братья Гримм.

В 2001 году продюсер Тату Александр Войтинский подобрал Роме Зверю (наст. фам. Билык) музыкантов и снял с ними эффектное видео "Дожди-пистолеты". Песня несла мощный драйвовый заряд и почти дотягивала до тру. Еще бы пару таких треков и Зверя бы приняли за своего в волосатой среде, но, далеее... что-то пошло не так, песни про "девочки-мальчики танцуют" могли вызвать только рвотное, то есть полное отторжение на физиологическом уровне. А уж появление Ромы Зверя в образе Майка Науменко в фильме "Лето" можно расценивать не иначе, как надругательство над наследием русского рока.

Братья Грим появились в 2005 году на МТВ по инициативе продюсера Муммий Тролля Леонида Бурлакова. В этом проекте он пошел уже по крайне псевдо-роковому пути, с ним могли соперничать только лишь выпускники "Фабрики Звезд", всякие там Корни, Челси и прочие БиС(ы).

Несомненно, стоит упомянуть в семье коллективов продюсера Бурлакова и всем известную Земфиру Рамазанову, которая имеет большее отношение к настоящему французскому шансону по типу Майи Кристалинской и Елены Камбуровой, чем к музыкальному направлению рок.

Если говорить о концертах Земфиры, где у неё играют англичане, то рокового заряда там хватает максимум на две песни.

Но всё же, главной псевдо рок-группой за всю историю советско-российской рок-музыки можно назвать бит-квартет "Секрет".

Группа успешно коллаборационировала с официозом еще в советское время. Их приставка бит всегда вызывала недоумение. Это бит-, как стиль? или бит-, как Битлз? или бит-, от слова битник? Ни того, ни другого, ни третьего за всю свою историю нам питербургская четверка не продемонстрировала. Тем не менее, это не мешает им исправно гастролировать до сих пор. Пафоса конечно уже намного меньше, ведь суперзвездами участники коллектива так и не смогли стать. Разве, что у Фоменко одно время получилось выйти в топовые телеведущие, но неудачная карьера автогонщика все сгубила.

В последние годы, на российской инди-сцене, появилось немало имен, которые заслуживают внимания, например: Кис-Кис и Буерак.

Среди ветеранов дваухтысячных, которые все ещё звучат свежо отметим - Барто и Самое Большое Простое Число.

В этом клипе больше рока, чем в творчестве всех выше перечисленных коллективов.

Если вам понравился текст, вы знаете, что делать: шерим, лайкаем и комментируем!