20-летие профессионального праздника аграриев — Дня работника сельского хозяйства — российский АПК отмечает в ранге «национального чемпиона». Еще недавно «забытая отрасль» отечественной экономики — сельское хозяйство — за эти два десятилетия смогла продемонстрировать огромный потенциал развития и доказала свою конкурентоспособность на мировом рынке. За это время АПК кардинально изменился и стал одним из главных векторов будущего для всей страны.
Сельское хозяйство было главной ахиллесовой пятой советской экономики: несмотря на огромные капиталовложения в село, полностью накормить страну продуктами собственного производства СССР так и не удалось. В наследство от советского периода Россия получила не только морально устаревший АПК, но и репутацию этой отрасли как «черной дыры». Поэтому результаты, достигнутые в сельском хозяйстве за последние два десятилетия, без преувеличения, впечатляют.
Эффективное решение продовольственного вопроса
Если в 90-е годы сбор зерновых в России составлял порядка 40 млн тонн в год, то в последние годы он не менее 100 млн тонн, а в 2017 году был собран рекордный урожай более чем в 130 млн тонн зерна. Благодаря этому Россия заняла лидирующие позиции в мире по экспорту зерновых: только пшеницы в прошлом году было экспортировано 44 млн тонн. Что касается мяса, то за последние два десятилетия рост составил 143% — с 4,4 млн до 10,7 млн тонн в год. Позитивная долгосрочная динамика наблюдается и по другим направлениям, таким как сбор масличных культур, сахарной свеклы, фруктов и овощей. В целом в АПК сегодня занято почти 30% работающих в сфере материального производства, задействована пятая часть производственных фондов и создается около трети валового национального дохода.
Обращаясь к этапам становления российского АПК последних двух десятилетий, стоит отметить, что на уровне регионов понимание значимости и перспектив этой отрасли возникло еще в 90-х годах, когда появились первые крупные агрохолдинги, существующие по сей день. Однако не хватало всеобъемлющей аграрной политики на федеральном уровне. Ее принципы были впервые сформулированы в рамках приоритетного национального проекта «Развитие АПК» (2006-2007 годы), ставшего импульсом для серьезного рывка, результаты которого ощущаются до сих пор.
Нацпроект опирался на три составляющие: ускоренное развитие животноводства, стимулирование развития малых форм хозяйствования, обеспечение жильем молодых специалистов на селе. Последний момент был призван ликвидировать те провалы социальной политики, которые грозили полной деградацией российской деревни. Уже в 2006 году в рамках нацпроекта более 16 тыс. молодых специалистов на селе получили практически бесплатное жилье. В части же насыщения отечественного рынка продуктами питания собственного производства наиболее заметны оказались успехи в животноводстве. Печальный символ российского стола 90-х — «ножки Буша» — стремительно ушел в прошлое.
Продолжением национального проекта стала Государственная программа развития сельского хозяйства на 2008-2012 годы, основным результатом которой оказались рост производительности в свиноводстве и птицеводстве и развитие фермерского хозяйства. Даже несмотря на неурожайные 2010 и 2012 годы и экономический кризис 2008-2009 годов, за период действия госпрограммы в целом были достигнуты ее основные цели — повысились урожайность и объем экспорта продукции АПК, выросли частные инвестиции в отрасль. «Среднегодовой урожай зерна, подчеркиваю, средний, составил примерно 86 млн тонн, а среднегодовой экспорт — около 18 млн тонн, что, конечно, самым существенным образом отличается от ситуации, которая была и в 90-е годы, да и в 2000-е годы, потому что реально урожаи стали другими», — подводил итоги госпрограммы премьер-министр Дмитрий Медведев в апреле 2013 года.
Примерно в то же время в России был взят курс на импортозамещение, хотя до некоторых пор это понятие не выходило за пределы круга профессиональных экономистов. «Манифестом» импортозамещения в российском АПК можно считать принятую в 2010 году Доктрину продовольственной безопасности РФ, в основу которой были положены задачи обеспечения независимости от импорта по ключевым продуктам питания. За 10 лет планировалось достигнуть следующих долей продукции в общем объеме внутреннего рынка: зерна — не менее 95%, сахара — не менее 80%, растительного масла — не менее 80%, мяса и мясопродуктов — не менее 85%, молока и молокопродуктов — не менее 90%, рыбной продукции — не менее 80%, картофеля — не менее 95%, пищевой соли — не менее 85%. По данным Минсельхоза РФ, за последующие восемь лет практически все эти показатели были достигнуты, за исключением молока (82,4% в 2017 году) и соли (63,6%, поскольку исторически соль в Россию поставлялась главным образом из Украины). Более того, в 2017 году были достигнуты или превышены и рекомендованные Минздравом РФ нормы среднедушевого потребления, кроме молока, а также фруктов и овощей.
С учетом вступления России в ВТО в 2012 году, углубления интеграционных процессов со странами ЕАЭС и введения санкций против России Министерство сельского хозяйства РФ разработало новую Доктрину продовольственной безопасности, которая будет утверждена в течение этого года. «На сегодняшний день мы по ряду товаров себя обеспечили полностью. То есть у нас меняются показатели: теперь мы измеряем не собственное производство в том потреблении, которое есть в нашей стране, мы уже говорим о том, что готовы вывозить на экспорт», — прокомментировал внесение в правительство обновленной версии доктрины глава Минсельхоза РФ Дмитрий Патрушев.
Поворот на экспорт
Прошлый год стал для российского агросектора переломным. Президент Владимир Путин в своем майском указе поставил перед сельскохозяйственной отраслью новую амбициозную задачу — увеличить экспорт аграрной продукции более чем вдвое, до 45 млрд долларов в 2024 году. В рамках федерального проекта «Экспорт продукции АПК» на эти цели за шесть лет правительством планируется выделить 407 млрд рублей.
«Переход к экспортной модели развития — еще одно подтверждение того, что в отечественном АПК происходят качественные сдвиги, что наше сельское хозяйство вышло на новый уровень устойчивости и становится менее уязвимым к перепадам рыночной конъюнктуры,
а внутреннее потребление продовольствия все меньше зависит от импорта», — заявил президент России в октябре прошлого года на совещании по вопросам развития сельского хозяйства.
Уже сегодня отечественный АПК демонстрирует высокий экспортный потенциал: в 2018 году российский экспорт продовольствия вырос почти на 20% — до 25,8 млрд долларов, более 40% в этом объеме занимает зерно. «По итогам 2018 года мы поставили 54,8 млн тонн зерна на внешние рынки. Что касается этой экспортной позиции, наши планы до 2024 года включают значительное увеличение валового сбора зерновых культур — на 28%. Российская Федерация не первый год занимает первое место в мире по экспорту пшеницы. По прогнозам Минсельхоза РФ, в 2024 году зерновые останутся лидером российского экспорта с объемом более 11 млрд долларов. Второе место разделят масложировая продукция и продукция пищевой и перерабатывающей промышленности с показателем 8,6 млрд долларов каждая. Рыба и морепродукты займут третью позицию с общей суммой 8,5 млрд долларов», — заявил в июле этого года на прошедшем в Курской области совещании по стимулированию экспорта сельскохозяйственной продукции Дмитрий Патрушев.
При формировании новой экспортной политики большее внимание было уделено не сырью, а товарам высокой переработки. Рост объема таких товаров обеспечат как действующие предприятия, которые модернизируются под экспортные задачи, так и новые, которые создаются в рамках реализации инвестпроектов. В настоящее время во всех федеральных округах страны прорабатывается более 500 таких проектов.
«В этом весь смысл, и программы соответствующие, которые подготовлены правительством, направлены именно на это: чем выше передел, тем эффективней. Мы прекрасно это понимаем, мы как раз этим занимаемся. Исходим из того, что в промышленности на один рубль поддержки 14 рублей должно быть освоено для экспорта. В сельском хозяйстве — 4-6 на один рубль поддержки. Чем больше передел, тем лучше взаимосвязь с другими отраслями, тем больше рабочих мест создается в других отраслях», — отметил Владимир Путин на форуме «Деловой России», проходившем в Санкт-Петербурге в феврале этого года.
Параллельно с наращиванием объемов экспорта активно расширяется его география. Основными импортерами в сфере АПК в прошлом году были страны Европейского союза (13%), Китай (10%), Египет (8%), Турция (7%), Южная Корея (6%), Казахстан (6%), Беларусь (5%) и Иран (3%). В правительстве определены новые перспективные направления экспорта, которые планируется прорабатывать в ближайшее время. «Расширяется и география экспорта, включая наших крупных партнеров в Азиатско-Тихоокеанском регионе (Китай и другие страны). Есть интерес к нашей сельхозпродукции и в Африке, и в странах Ближнего Востока. И, конечно, всем этим мы должны обязательно воспользоваться», — отметил Дмитрий Медведев на июльском совещании в Курской области.
Экспортная переориентация АПК является логичным продолжением политики импортозамещения и не противоречит ей. «Выбранная экспортно ориентированная модель придаст дополнительный стимул к увеличению динамики развития АПК, наращиванию и модернизации сельхозпроизводства, а следовательно, к решению, пожалуй, главной задачи — повышению уровня жизни сельского населения», — отмечал в начале этого года Дмитрий Патрушев.
Поле высоких технологий
Сегодня основными направлениями развития российского АПК являются поддержка фермерства, развитие сельских территорий, органическое сельское хозяйство, повышение качества и безопасности аграрной продукции, развитие селекции и семеноводства, цифровизация отрасли. Именно эти направления закреплены в Госпрограмме развития сельского хозяйства (2013-2020 годы), продленной до 2025 года. На ближайшие годы в программу были включены федеральные проекты «Развитие экспорта продукции АПК», «Цифровизация сельского хозяйства» и «Создание системы поддержки фермеров и сельскохозяйственной кооперации». В целом объем финансирования госпрограммы на 2019-2025 годы составляет более 2,5 трлн рублей.
Новым фокусом российской аграрной стратегии является акцент на быстрое внедрение передовых технологий и форматов в отрасли. В частности, вступающий в силу с 2020 года закон об органической продукции урегулирует сертификацию органики по международным стандартам. Это позволит России иметь собственный защищенный бренд «зеленой продукции», который будет служить гарантией качества на внешнем и внутреннем рынках.
Одной из важнейших задач в рамках экспортно ориентированной аграрной политики является снятие ветеринарных и фитосанитарных ограничений. Для решения этой задачи с июля этого года система обязательной электронной ветеринарной сертификации была распространена на всю готовую продукцию животноводства (включая мясную и рыбную), а с 1 ноября она будет действовать и на кисломолочную продукцию.
В условиях сохраняющегося продовольственного эмбарго важным пунктом развития российского АПК является снижение зависимости от импортного семенного материала. «Решить этот вопрос призвана федеральная научно-техническая программа сельского хозяйства, где есть подпрограммы по семеноводству. Приняты, в частности, подпрограммы по свекле и картофелю. Но необходимо принять и другие по остальным видам культур. Также надо определить целевые показатели и механизмы эффективности этих программ», — обозначил фронт работы председатель комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Алексей Майоров в августе на обсуждении законопроекта о семеноводстве.
Основной целью цифровизации АПК является двукратное увеличение производительности труда на предприятиях отрасли к 2024 году. В ближайшее время в планах Минсельхоза РФ масштабное внедрение отечественных комплексных цифровых агрорешений «Умная ферма», «Умное поле», «Умное стадо», «Умная теплица», «Умная переработка», «Умный склад», «Умный агроофис». В пилотный проект Минсельхоза «Цифровое сельское хозяйство» активно вовлечены уже более 35 регионов России.
Наконец, нельзя забывать и о социальной сфере. До 2025 года по результатам модернизации АПК ожидается увеличение уровня доходов сельского населения по отношению к городскому с 68% до 75%, повышение доли благоустроенного жилья с 32,6% до 50%, а также сохранение численности малых сельских населенных пунктов. Для достижения этих целей планируется направить порядка 1,38 трлн рублей, из них более 1,06 трлн рублей — из федерального бюджета.