В городах и весях Европы можно всегда видеть куда-то бегущих граждан, разной степени измотанности, часто с чемоданами или друг другом на руках. Периодически они попадают в более или менее дурацкие истории и как-то из них выкручиваются. Это - самостоятельные туристы. Могут ли они двигаться более спокойно, не влипать в истории и не переплачивать? Конечно. К наблюдаемой ситуации приводят такие беды, как:
1) Отсутствие планирования. Большая часть самостоятельных путешественников считает, что самая важная часть "планирования" - это определиться с пожеланиями и потыкать в них пальчиком. На самом деле, это вообще не особо важно, эрудированному человеку в этом смысле и так всё понятно. Затем сразу происходит заход на какие-то сайты и тыкание в какие-то кнопочки. Что мне совсем непонятно, иногда покупки и бронирования совершаются ещё и в лихорадочном темпе, "взять всё за два часа". При этом в отсутствие мониторинга и рассмотрения альтернатив отсутствует даже понимание масштабов выкинутых впустую средств (от четверти бюджета поездки до нескольких целых). При этом так-то люди, конечно, не глупые и как правило удачно выкручиваются из "приключений", в которые себя загнали, просто не приходит в голову, что есть такой этап - планирование.
Этот пункт делится на три подвида:
1A. Полное отсутствие планирования. Причём обычно это не сознательный отказ, когда человек знает про себя, что заполошная и готов заплатить втрое из мужниных денег, а просто не приходит в голову. Это не так страшно, если вся поездка состоит из посещения одного города, но при длинном маршруте и напряжённом графике неизбежно вызывает проблемы.
1B. Человек даже садится за карту, но не имеет информации и/или игнорирует реальность. Отсюда возникают упорные попытки переезда между плохо связанными логистически пунктами, например.
1С. На каком-то этапе всё-таки появляется понимание, что что-то идёт не так и человек даже приходит на профильный сайт (уже большое дело), но уже имеет на руках билеты и брони. Переделка маршрута - это намного хуже, чем если всё сделать хорошо сразу. Этот случай самый лёгкий, хотя всё равно означает переплату за многое раза в полтора.
Планирование - это то, что происходит между уточнением пожеланий и "хотелок" и покупками с бронированиями. Решаются такие вопросы, как логистика, управление рисками, организация быта.
2) Лень, нелюбопытство и понты. Часто люди годами ездят в какую-то страну и не знают о ней самых элементарных вещей. Или игнорируют очевидные факты. Сейчас, слава Богу, наметилась тенденция к отказу от гулятельно-экскурсионных поездок по южным городам в июле-августе. Но многим для этого потребовалось несколько раз потаскаться по страшной жаре, в то время как было достаточно посмотреть в гугле за минуту.
Другой простой пример - люди не умеют покупать билеты. Зайти на какой-то сайт и потыкать какие-то кнопочки действительно может любой дурак, ну так и результат будет соответствующий. А вот купить билеты по минимальной или около того цене, и чтобы они соответствовали замыслу поездки - это нет. Более того, иногда значение имеет и то, как именно покупать. То есть какие кнопочки в каком порядке жать.
Если человек не умеет планировать или покупать билеты - это не страшно. Никто не рождается умеющим всё. Плохо, когда "позорный недуг определяется в подвиг" и человек ничего знать и уметь и не хочет.
На предложение помочь с билетами люди просто-таки обижаются. "Что я, билеты не смогу купить?" и шедевральное "Расписание я и сам посмотреть могу" (купит за 70 евро билеты, которые можно взять за 18).
3) Просмотр отчётов и "статей из Яндекса" вместо планирования. Необходимая для планирования информация там действительно содержится, но в количествах следовых. Если там давать именно её (особенности устройства транспортной системы, принципы поиска едален и тайм-менеджмента) - их никто не будет читать.
А для планирования надо разобраться, как что устроено в том месте, куда едешь.
4) Ориентация на трэвел-блоггеров. При всей пользе от их деятельности, есть и некоторый вред для самостоятельных туристов. Характерные особенности их поездок - сверхвысокий темп при детальном планировании и большое внимание к фотогеничности посещаемых мест. Попытка повторения неопытным самостоятельным туристом превращается в погоню за Вандербилдихой. А фактически трэвел-блоггеры и самостоятельные туристы - совершенно разные сущности.
Трэвел-блоггеры - создатели контента. Высокий темп позволяет создать больше отчётов или более объёмные. Фактически, люди работают, даже если всё делается без оглядки именно на доход от блога. Отчёт должен быть проиллюстрирован красивыми фотографиями, поэтому всё делается быстро и определяющий фактор - качество картинки. В то же время, у них нет времени рассмотреть детали и проникнуться атмосферой мест.
Самостоятельные туристы едут на отдых и сверхвысокий темп имеет последствиями только 1) серьёзный рост затрат, 2) ухудшение комфортности, 3) увеличение вероятности накладок, 4) сложность получения впечатлений, ради которых всё и затевалось. А гигабайты фоточек оказываются никому не нужны, разве что чтобы дома понять, что это было вообще. А между тем, есть места не очень фотогеничные, но очень атмосферные (тот же Турин, к примеру), а есть - фотогеничные, но не очень атмосферные, как Пиза. Нет смысла пробежать за кем-то след-в-след и сделать те же фото, только хуже.
По отдельности эти четыре беды просто отнимают время и деньги, но все вместе могут привести к довольно печальным последствиям.
Поэтому:
1) Планируйте поездку до покупки билетов и бронирования.
2) Разберитесь, как там что устроено. Если возникают сложности, не стесняйтесь просить помощи, у меня или на специализированных сайтах (хотя формат форумов и тому подобного позволяет предостеречь только от самых грубых ошибок).
3) Собирайте достоверную и точную информацию вместо просмотра фотографий.
4) Ориентируйтесь на свои собственные интересы и потребности.