Найти тему
🎬💥Кинодом

Мы все немного Джокеры...

Осторожно, возможны спойлеры!

Наконец-то ознакомилась с этим фильмом. Впечатление двойственное.

Для начала хочу сказать, что это альтернативная версия появления такого персонажа как Джокер, главного антагониста Бэтмена, и ее нельзя воспринимать как основную и единственную. Это режиссерский личный взгляд на этого персонажа, а, может быть, даже не на этого, а на некоего самостоятельного Джокера. "Джокер" 2019 относится к франшизе о Бэтмене так же, как "Терминатор: Генезис" относится к первым двум фильмам о Терминаторе.

Что еще следует отметить: в этой картине полностью отсутствует фантазийность. Никаких суперсил, никаких примочек типа баков с кислотой, выстреливающихся тросов, пингвинов с ракетами и прочего бреда обожравшегося мухоморов сценариста. Все, как в жизни, а не как в кино. Этот Джокер - дитя нашего мира. Наш сосед по лестничной площадке.

Это фильм о тупой затягивающей в свое болото безысходности. Ты не сынок богатого папаши, ты талантлив, но не настолько, чтобы стать лучшим, ты не можешь заработать достаточно, чтобы сменить гетто на более приличный район проживания, ты даже не можешь купить краску и покрасить дверь в своей квартире, потому что у тебя ни на что нет денег, а еще у тебя на руках больная чудаковатая мать, а еще у тебя психическое расстройство, которое замечают окружающие и шарахаются от тебя, как от прокаженного, а денег ни на врача, ни на лекарства нет - власти сократили программу бесплатной помощи таким, как ты. Чтобы заработать на кусок хлеба и тарелку супа, ты каждый день кривляешься на улице в образе клоуна, но все, что ты слышишь - оскорбления. Тебя могут отпинать все, кому не лень - у тебя просто нет сил дать отпор. Тебя могут уволить, и ты ничего не можешь с этим поделать. Тебе за 40, большая часть жизни прожита, и ты понимаешь, что эта крохотная квартирка с ободранной дверью - твой потолок и лучше не будет.

Что еще - нет, не понравилось - зацепило: 1. наличие у персонажа психического расстройства 2. авторы не делают из этого шоу. Правда в том, что психическое расстройство это нифига не мило, не забавно и не смешно - это страшно. Оно страшно своими последствиями и тем, как оно влияет на восприятие его обладателя окружающими. Они не сочувствуют, не пытаются помочь, они или шарахаются или это провоцирует у них приступ агрессии - ты не такой, как все? Надо тебя забить.

-2

В фильме есть три темы, которые существуют отдельно друг от друга, но вместе в личности главного героя.

1. Психическое заболевание

Это первое, что мы узнаем о пока еще Артуре Флеке. Он болен - его мучают неконтролируемые приступы смеха - такое расстройство существует в реальности. Он в больших количествах принимает препараты, от чего его реакция на происходящее слегка замедлена и он не в состоянии, к примеру, защитить себя, у него нет женщины (многие нейролептики дают пониженное либидо как побочный эффект), но именно эта сниженная острота реакции позволяет ему удерживаться от преступления. Затем, после того, как у него заканчиваются лекарства, у него происходит откат к его истинному состоянию: у него проявляется агрессия к окружающим, происходит нечто, похожее на галлюцинации и бред воспаленного мозга: секс с привлекательной молодой соседкой, наконец, он начинает убивать своих обидчиков - ведь тормоза больше не работают. Артур Флек становится Джокером.

2. Джокер - Петрушка

Джокер носит личину клоуна, шута, которого в искусстве и мифологии называют трикстером. У каждого народа есть свой трикстер: у испанцев - Фигаро, у народов Центральной Азии - Ходжа Насреддин, в России - Петрушка. Шуты жили при высокопоставленных особах и безнаказанно критиковали, порой очень жестко, своих господ. Это было такое зеркало для короля или другого наделенного властью вельможи. И умные правители всегда прислушивались к шутам: шут был объективным проводником от низов к верхам, и если правитель не хотел оказаться повешенным на суку рукой черни, то он прислушивался к своему шуту. По сути Джокер это американский Петрушка. Он говорит правду миру, но мир его либо не слышит, либо пытается свести его роль до уровня комедианта - ну клоун, чего с него взять, сам не понимает, что молотит. Ха-ха-ха. И они продолжают смеяться даже тогда, когда Джокер в студии говорит, что это он убил троих парней с Уолл-стрит.

3. Социальная тема

Этот фильм мне очень напомнил комедию "Маска" 1994 года, и я сказала бы, что "Джокер" это антимаска, темная сторона Стенли Ипкисса. Они оба не могут выбраться из помоев, сделать первый шаг к переменам обоим помогает маска, которая скрывает их настоящие лица, лица неудачников. Разница между ними в том, что Ипкисс отправился громить выраженных негодяев, асоциальных типов, и поэтому он нам симпатичен, а жертвами Джокера становятся рядовые граждане, ничем особым от общей массы не отличающиеся и имеющие асоциальных наклонностей в пределах допустимой нормы, и поэтому Джокер для нас крайне непривлекателен, он вызывает страх. По большому счету все обидчики Флека - среднестатистические люди: брокеры, телеведущий, полицейские, сотрудники, начальник, психиатр - это все обычные люди. Они не совершают преступлений, они вовремя платят налоги и честно отрабатывают свою зарплату. Просто каждый из них где-то перегнул палку - не так пошутил, не пошел навстречу, проявил чрезмерную жесткость.

-3

Но в совокупности вот это все + психическое расстройство + отмена препаратов послужило толчком к рождению такой личности, как Джокер.

Джокер из оригинальной франшизы, безусловно, мощный социопат. Является ли социопатом Джокер Тода Филлипса? Я думаю, что нет. Это просто человек с расстройством, у которого от постоянного унижения и неразрешимости проблем сорвало крышу. Такое происходит часто. Перед моими глазами масса примеров моих знакомых, которых намеренно доводили до банкротства, лишали жилья, имущества, бизнеса, выносили несправедливые приговоры. И не помогали никакие суды, никакие жалобы, никакие обращения в прокуратуру, ни в самые высокие инстанции. Приходит стандартная отписка - нарушений не обнаружено. Отвали. Заткнись и не выступай. Человек кричит, задыхается от отчаяния, а его все пинают и пинают, пинают и пинают... И все мы знаем примеры, когда загнанный в угол человек, которого превратили в бесправную скотину, хватается за оружие и начинает громить все подряд. Я думаю, что случай Джокера именно такой. Боль, нестерпимая боль кричит с каждого кадра фильма. Поэтому для меня, как для зрителя, не было никакого "никто не ожидал". Метаморфоза Флека вполне ожидаемая и логичная.

Почему я думаю, что этот Джокер не социопат? Потому что он отпустил карлика Гэри, потому что тот хорошо относился к Артуру. На самом деле социопат не отпустил бы такого свидетеля - социопаты не в состоянии формировать устойчивые привязанности и им все равно, насколько положительную роль играл объект в их жизни - они оценивают события исключительно ситуативно, а не во временном промежутке, и, если понимают, что этот человек им опасен, убивают его, невзирая на дружеские и родственные связи. Поэтому мне персонаж показался немного недоработанным. Все-таки Флек не превратился в монстра. Он стал символом протестующих, но не тем самым уродливым лидером отморозков.