XIV век. Восточная Европа
В 1320 (1) году немецкие рыцари из Тевтонского ордена взяли литовский Каунас.
В 1321 году правитель Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтского Гедимин (2), собрав армию, в которую входили литва, жемайты, русские и татары (3) обрушился на немецкие владения в Прибалтике и нанес серьезное поражение немецким рыцарям - об этой войне будет отдельная публикация.
Заключив мир с немцами, Гедимин, не распуская армии, неожиданно для всех напал на город Владимир Волынский. Горожане успели закрыть ворота и мужественно отбивали штурм.
В разгар штурма на помощь Владимиру пришел его правитель, князь Владимир Львович Владимирский. Он появился у города с русскими и татарским отрядами и попытался пробиться в город. Под городом разгорелся жестокий бой. Особенно досаждали воинам Гедимина татары князя Владимира, которые налетали, обстреливали, рубили и тут же отходили.
Гедимину пришлось послать на них жемайтскую пехоту, вооруженную длинными копьями. Из источника не совсем ясно как, но жемайты сумели не только остановить татар, но и нанести им такое поражение, что конница Гедимина гнала и секла бегущих татар довольно долго. Владимир Львович, который пробивался к городу, был окружен и пал в бою.
Когда русские дружинники увидев, что их князь погиб, то дружно обратились в бегство кто куда.
Гибель своего князя видели со стен города и защитники Владимира. А потому немедленно выслали переговорщиков, сдали город и присягнули на верность Гедимину.
Оставив во Владимире гарнизон, Гедимин пошел на Луцк, резиденцию князя Льва Волынского. Последний, получив известие о гибели своего сына под Владимиром, не стал дожидаться появления войск Гедимина под Луцком, а сразу же бежал в Брянск, к своему зятю, князю Роману. Это было связано с тем, что когда Гедимин сражался с тевтонцами и ливонцами, Лев Луцкий захватил у литовцев два города – Дрогичин и Берестье.
Жители Луцка, возмущенные бегством своего князя, сдали город Гедимину и принесли ему присягу, едва его отряды подошли к городу.
В короткое время все города Волынского княжества прислали своих посланцев к Гедимину и принесли ему присягу на верность.
Зимовал Гедимин в Берестье, а с началом нового, 1322 года, выступил в поход на Киев.
По дороге Гедимин осадой захватил Овруч, а вот Житомир пришлось брать штурмом, который шел непрерывно много часов и увенчался успехом лишь тогда, когда измученные защитники города уже не могли сражаться от усталости и воины Гедимина ворвались в крепость.
Вероятно, Гедимин применил при штурме тактику, когда многочисленная армия брала крепости с небольшим гарнизоном беспрерывным штурмом, постоянно сменяя штурмующие отряды (отводя их для отдыха).
Правитель Киевского княжества, князь Станислав, который ожидал подобное вторжение в свои земли, собрал на реке Ирпень большое войско. В него входили воины Киевского княжества, многочисленные войска Романа Брянского (в их рядах находились немногочисленные дружинники Льва Луцкого), дружина Олега Переяславского и татарские отряды, присланные в помощь наместниками хана Узбека (4).
Здесь, на реке Ирпень, и произошло решающее сражение.
В лобовом столкновении передовых отрядов - у русских их вели Олег Переяславский и Лев Луцкий, литовцы и жемайты понесли тяжелые потери и начали отступать. Спасая положение, князь Гедимин с большим отрядом конницы ударил во фланг наступающим русско-татарским войскам.
Ему удалось вклиниться между отрядами князей Станислава и Романа и князей Олега и Льва. Завязалась ожесточенная схватка, в которой обе стороны проявили большую стойкость. Зажатые с трех сторон отрядами из Литвы, жемайтов и русских (полочан), Олег и Лев попытались развивать наступление дальше и прорвать ряды отрядов из Литвы и жемайтов, что противостояли им. Однако им это не удалось.
При этом оба князя погибли в бою. Когда весть о их гибели разнеслась по полю боя, князья Станислав и Роман обратились в бегство. За ними побежало и все русско-татарское войско. Конница Гедимина из Литвы, русских и татар гнала и преследовала разбитые отряды киевлян и их союзников до глубокой ночи. Князья Станислав и Роман сумели оторваться от погони и прибежать в Брянск. Вот только войск у них почти не осталось.
На следующее утро Гедимин выступил на Киев. Без особых трудов заняли Белгород, жители которого знали о поражении киевских войск и сдали город без сопротивления, а вот с Киевом так не получилось. Киевляне решили сражаться. Они рассчитывали, что рано или поздно их князь Станислав сумеет собрать отряды хоть русских, хоть татар и прийти к ним на помощь.
В немалой степени их решимость обороняться было связана с тем, что митрополит и духовенство категорически не хотели идти под власть язычника, которым являлся князь Гедимин (за год до похода он отказал послам папы Римского, который очень надеялся на переход Гедимина в католичество). Несколько штурмов успеха не принесли, и Гедимин приступил к осаде. Город держался месяц. Однако помощь так и не пришла.
Убедившись, что ее не будет, киевляне сдались.
Митрополит лично возглавил крестный ход, с помощью которого сдающиеся защитники рассчитывали убедить литовского князя не грабить Киев.
Убедили.
Гедимин не только не ограбил Киева, но и поставил киевлянам наместника из православных - князя Гольшанского из рода князя Миндовга. Сдача Киева привела к тому, что без боя сдались и перешли под власть Гедимина города Киевской земли: Вышгород, Черкасы, Канев, Путивль, Слеповрод. Был захвачен Переяслав Русский. Что касается Брянска вопрос спорный. Одна из летописей сообщает, что Брянск также был захвачен войсками Гедимина, но прочие об этом молчат.
Князю Станиславу, бросившему своих подданных, повезло больше, чем иным. Иван, князь Рязанский, у которого из детей была лишь дочь, призвал Станислава в Рязань, женил на своей дочери Ольге и сделал своим наследником.
Хотя и здесь вопрос спорный: повезло ли Станиславу на самом деле или нет?
Князья Рязанские имели титул великих князей и княжество было не из последних. И при этом правитель подобного княжества готов отдать свою дочь замуж за человека, потерявшего все? Да и заполучить врага в лице Гедимина было чревато даже и для Рязанского княжества. Все это, вместе взятое, настораживает. Жаль, до нас не дошел ни портрет Ольги, ни описание ее внешности. И мы не можем оценить - повезло или не повезло князю Станиславу на самом деле.
-----------------------------------------------------------------------------------------------
Источники: ПСРЛ, тт. 33, 34, 35
1. возможен вариант (исходя из анализа немецких источников) - 1322 год; мы придерживаемся датировки, данной в ПСРЛ, т. 32
2. правил в 1316-1341 гг.
3. татары в составе войска Гедимина — скорее всего роды и племена, несогласные с политикой хана Узбека по исламизации Орды.
4. правил в 1312-1342 гг.
Смотри также: А что было на самом деле…
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.
Поддержи канал: ставь лайк и подписывайся на наш Дзен!
Почта для связи с авторами: Wwise11111994@yandex.ua