Древний Новгород дал археологам и историкам огромное количество артефактов Древней Руси, самые ценные из которых – знаменитые берестяные грамоты. Бросается в глаза и национальное многообразие местного населения. Удивительно большим является количество находок кожаной обуви. Также поразительно разнообразие видов женских украшений. Необычна и значительность роли, которую играли женщины в жизни Древнего Новгорода, сопоставимая с довольно самостоятельным положением женщин того времени в соседних с Русью регионах – Скандинавии и Византии.
Прежде всего, находки в Новгородской земле свидетельствуют о национальном многообразии местного населения. Так, считающееся предшественником Новгорода Рюриково городище в IX-X веках по своему этническому составу было славяно-скандинавским поселением. Изображения женских фигурок в традиционных скандинавских одеждах археологи находят на предметах искусства, рунических камнях, вышивках, в виде подвесок-валькирий.
По костюму женщины можно было определить ее социальное и семейное положение, а также возраст. Состоятельность подчеркивалась серебряными и золотыми фибулами (застежками для одежды), перстнями и браслетами.
Женский костюм скандинавского типа состоял из нижней рубахи, платья, «передника», кафтана, плаща и головного убора. Нижняя льняная рубаха длиной до щиколоток скреплялась у горла небольшой круглой застежкой. Верхнее платье шилось из шерсти, льна или шелка. На него надевали «передник» (apron) на двух широких лямках, которые укрепились на груди большими бронзовыми фибулами овальной формы. (Судя по всему, они не просто делали визуальный акцент на грудях, но служили своего рода древними пушапами, подчеркивая способность женщины к грудному вскармливанию младенцев).
«Передник» оборачивался вокруг тела, причем передняя часть оставалась открытой (либо между фибулами пристегивался длинный нагрудник). Фибулы соединялись ниткой бусин из цветного стекла и полудрагоценных камней с серебряными и бронзовыми привесками. К фибулам на цепочках могли привешиваться мелкие ножницы и ключи, игольники и ножики. Обувь изготавливалась из кожи и надевалась поверх шерстяных носков.
Женский костюм финно-угорского этноса на территории Новгородской земли отличался разнообразием шейно-нагрудных украшений и оформлений краев одежды металлическими спиральками. Женский костюм состоял из длинной нижней рубахи, ворот которой застегивался маленькой подковообразной фибулой, а также верхнего платья из шерсти или льна. Поверх платья носили безрукавное одеяние, закрывающее весь корпус и скрепленное на плечах застежками. Женская одежда этого типа из состояла из двух полотнищ из плотной шерстяной ткани. Верхние концы заднего полотнища перекидывались на передние, слегка касаясь друг друга, а на плечах скреплялись овально-выпуклыми фибулами.
Также для финно-угорского костюма было характерно парное ношение булавок и фибул и часто использование перстней и браслетов. На груди женщины носили цепи из серебра, бронзы, железа. Они соединяли парные фибулы, аналогичные скандинавским, но иной формы, а от них спускались цепочки с амулетами, копоушками, ножиком и пр. Костю дополнялся головным платком, наплечной шерстяной накидкой с бахромой и шерстяным передником. В новгородской Карелии чаще всего применялись ссученные вместе конская и шерстяная нити, на которые нанизывались короткие спиральки – их пришивали к полосе ткани, прикреплявшейся к подолу передника.
Костюм новгородок включал в себя как чисто славянские, так и общие со скандинавами и финно-уграми элементы. Для оформления верхней части костюма использовались металлические шейные гривны, различные подвески и ожерелья из бус, причем бусы также нашивались на одежду. Золотостеклянные бусы цилиндрической и бочкообразной формы производились в Сирии. Древнерусскими по происхождению были только синие и черные зонные бусы из стекла низкого качества.
Подвески в виде животных и птиц повсеместно использовались в качестве амулетов по всей Руси X-XIII веков. Их могли носить на шее, на груди или на поясе. В древнем Новгороде больше всего был распространен амулет из меди в виде конька с загнутым вверх хвостом и ушами в виде колечек. Такие амулеты находят на территории современных Брянской, Калужской, Московской, Смоленской, Ленинградской, Псковской, Новгородской, Тверской, Ярославской, Вологодской областей и связывают с зоной расселения смоленско-полоцких кривичей.
Также в X-XII веках в Новгороде были распространены амулеты в виде уточек с выгнутой грудью, завитком, изображающим крыло, и загнутым вверх хвостом. Такие привески появляются в Приладожье в X веке, откуда распространяются в XI-XII веках на северо-запад современных Новгородской и Псковской областей, в Костромском Поволжье, бассейне Северной Двины, Прикамье, на территории современных Латвии, Финляндии, Швеции. Фантастические «рогатые» уточки-привески из бронзы найдены в Новгороде в слоях XII века и связываются с северо-западом Водской пятины, где они активно использовались в XI-XII веках. Они также были распространены на территории современных Финляндии, Эстонии, Латвии и Литвы и отражают торговые связи Новгорода с прибалтийскими землями. Полые шумящие подвески, как считается, имели сакральное значение и были исключительно женским украшением (шумящие подвески были крайне популярны среди финно-угорских женщин).
Химический состав новгородских почв не позволяет сохраняться тканям. Однако археологами найдено множество таких предметов, как височные кольца различных типов, рясна, гривны, бусы, привески, дирхемы, кресты, металлические и стеклянные браслеты и кольца, фрагменты золотного шитья, кожаная обувь, фибулы, пуговицы и др. В слоях древнего Новгорода с конца X века обнаружено удивительно большое количество кожаной обуви: это поршни, мягки туфли-полусапожки с коротким голенищем и сапоги. Верх обуви изготавливался из мягкой кожи, жесткая подошва из нескольких слоев толстой кожи пришивалась отдельно.
В X-XV веках новгородские сапожники изготавливали обувь из простой дубленой или сыромятной кожи для широких слоев населения, а из цветного сафьяна (козья кожа) – для князей и бояр, обувь которых также украшалась вышивкой или жемчугом. Для состоятельных горожан предназначалась ажурная обувь с растительным орнаментом, вышитым шелковыми и шерстяными нитями.
Традиционное украшение славянского женского убора - височные кольца. Впрочем, как и шейные гривны, они встречались и у других этносов, например, у тех же финно-угров.
Височные кольца имели различный диаметр и выполнялись из тонкой серебряной или бронзовой проволоки. При ношении кольца могли прикрепляться к головному убору, продеваться друг в друга, вплетаться в волосы.
По форме височных колец можно было определить не только национальность женщины (славянка или финно-угорка), но и даже, например, принадлежность к кривичам или вятичам.
Как везде и всегда, женщины древнего Новгорода занимались готовкой пищи, рукоделием, растили детей и т.п.
При этом положение новгородок в обществе, по крайней мере, из высших слоев общества, было весьма неплохим.
Из берестяных грамот мы знаем, что к началу XIII века представительницы новгородской знати свободно продавали, покупали и обменивали земельные угодья, а также передавали их по наследству, определяли в приданое дочерям, разбирали конфликты между жившими там зависимыми людьми.
В берестяных грамотах нередко встречаются деловые распоряжения мужей своим женам или сыновей – матерям: об обращении в суд, погашении долгов, совершении сделок с имуществом. Найдены и свидетельства пожертвования обеспеченными женщинами средств на церковь и помощь нуждающимся. Так, благочестием отличалась великая княгиня Евдокия (в монашестве – Ефросиния) Дмитриевна, жена Дмитрия Донского, почитаемая под именем Ефросинии Московской.
Надо также отметить, что Новгород – один из древнейших на Руси центров почитания Богородицы. Считалось, что икона «Богоматерь Знамение» чудом спасла город в 1170 году во время его осады суздальцами. А в 1383 году в Новгородских землях на реке Тихвинке произошло чуда явления образа «Богоматери тихвинской». Согласно Описи 1617 года в Новгороде насчитывалось 45 храмов и приделов, посвященных Богородице.
Фотозарисовки осеннего Суздаля смотрите здесь.
О скандинавском населении древнего Смоленска читайте здесь.
Об истоках архитектуры Смоленска в Великой Моравии и античных памятниках читайте здесь.
О финно-угорском Дьяовом городище на территории современной Москвы читайте здесь.
О курганах вятичей на территории современной Москвы читайте здесь.
О загадках языческих Синих камней читайте здесь.
О возможных потомках богатыря Евпатия Коловрата читайте здесь.
О ранней истории Чехии читайте здесь.