В Третьяковской галерее, среди коллекции работ Николая Рериха, есть одна картина, которую мне так и хочется назвать совсем "нерериховской". Это полотно "Гонец. Восста род на род"
Эту картину Н.К.Рерих представил на выпускном экзамене Академии Художеств. Именно с нее к художнику пришла известность. Картина привлекала всеобщее внимание, ей дали очень высокую оценку. За эту картину Рериху было присвоено звание художника.
Эту картину прямо с академической выставки в 1897 году приобрёл Павел Михайлович Третьяков для своего собрания, что явилось признанием таланта молодого художника.
"Гонец. Восста род на род" - первая картина из серии «Начало Руси, Славяне», написанная на сюжет древнерусской истории. И, по мнению специалистов, самая лучшая.
Сюжет для картины был взят Рерихом из первой русской летописи «Повесть временных лет», написанной в 12 веке монахом Киевско-Печерского монастыря Нестором. И об этом говорит название картины. Рерих же не зря использует в нем древнее слово "восста".
Но в картине нет какого-то определенного исторического сюжета. Скорее, просто атмосфера тех далеких времен, о которых не сохранилось и памяти.
В ней даже нет какой-то сверхидеи. Просто ночь, просто река, лодка с двумя мужчинами, вдали намек на населенный пункт, слегка освещенный яркой луной, куда держит путь лодка.
Старик печален. Спина его сгорбилась. Ведь он, судя по названию, везет дурную весть - восстал род на род. Быть войне.
Тревожность создает и цветовое решение картины. Сине-зеленая гамма усиливает ее.
Скрытый в темноте город лишь слегка угадывается. Но если внимательно приглядеться, то можно увидеть и крепость на вершине холма, и черепа на частоколе вокруг него, стародавний обычай для защиты от несчастий.
Во всём чувствуется глубокое знание родной истории. Во время работы над картиной Рерих неоднократно советовался с В.В. Стасовым, художественным критиком и историком искусств, о типе древней славянской избы, плетне городка, форме лодки, посылал ему свои зарисовки и, только когда получал полное одобрение со стороны Стасова, вводил их в картину.
Стасов же посоветовал молодому Рериху показать картину Льву Толстому, сказав, что никто не оценит ее лучше, чем он. Так и случилось. Лев Толстой по достоинству оценил полотно.
"Случалось ли в лодке переезжать быстроходную реку? Надо всегда править выше того места, куда вам нужно, иначе снесет. Пусть ваш гонец очень высоко руль держит, тогда доплывет", - эти слова великого писателя глубоко запали в душу художника. Им он и следовал всю жизнь.