Нумерация вагонов метрополитена имеет свою историю и свои правила. В Московском метро действующие пассажирские вагоны имеют четырёх- и пятизначные номера. Много лет назад была также и одно-, двух- и трёхзначная нумерация. На "Номерных" позднего выпуска модификаций .5М и .6 нумерация стала пятизначной, при которой первые две цифры указывают модель. Эта система была продолжена на вагонах 81-760/761 "Ока" и далее, уже по обновлённой схеме, на "Москве". Головные и промежуточные вагоны с давних времён нумеруются отдельными сериями. При всём этом в Москве даже работают вагоны разных моделей с одинаковыми номерами. Поскольку модели "Яуза" и "Русич" нумеровались с 0001 (серия головных вагонов, у промежуточных номера чуть больше), их номера могут совпадать с некоторыми "Номерными". В таких случаях, если нужно, при упоминании уточняется модель вагона. И естественно, есть немало красивых номеров, про которые я и расскажу.
Сначала Московский метрополитен. Если брать действующие вагоны, вот самые интересные номера:
1111 — 81-714.5М ("Номерной"), промежуточный вагон. Работает в депо ТЧ-15 "Печатники", встретить можно на Люблинско-Дмитровской линии.
6666 — Ем-508Т, работает в качестве промежуточного, кабина демонтирована (раньше все вагоны были головные, в т. ч. серии Е). Обитал в депо "Выхино", в процессе обновления ПС передан в ТЧ-6 "Планерное", продолжая ездить по Таганско-Краснопресненской линии, где его можно увидеть, пока "Ежи" ещё работают.
10000 — 81-717.5 ("Номерной"), головной вагон. Живёт в депо ТЧ-5 "Калужское", встретить его можно на Калужско-Рижской линии.
10101 — 81-717.5 ("Номерной"), головной вагон, работавший в электродепо ТЧ-10 "Свиблово", успевший поездить по СТЛ (был в депо "Владыкино"), но из-за обновления ПС возвращённый на родную Калужско-Рижскую линию.
30303 и 30333 — вагоны 81-761 "Ока", промежуточные. С неплохими номерами. Оба в ТЧ-8 "Варшавское", следовательно, увидеть можно на Серпуховско-Тимирязевской линии.
0666 — как раз тот случай, когда одинаковые номера — у двух разных вагонов. Это и промежуточный "Номерной" из "Калужского", ездящий по КРЛ, и 81-741.1 "Русич", промежуточный, из электродепо ТЧ-16 "Митино", т. е. встретить его можно на Арбатско-Покровской линии. На этой же линии ездят 0555, 0777 (оба из депо ТЧ-3 "Измайлово", второй — модификации .4), а вагон 81-741.4 "Русич" 0888 работает в ТЧ-4 "Красная Пресня", на Кольцевой линии. Ещё эксплуатируется промежуточный "Номерной" 0999 на Калужско-Рижской линии, депо "Калужское".
Но это — самый примечательный номер из когда-либо существовавших:
66666 — это промежуточный моторный вагон 81-766.4 "Москва 2019", приписан к ТЧ-13 "Черкизово". На Сокольнической линии можно лицезреть сии цифры огромного размера прямо на остановившемся напротив вагоне. Вообще, красиво. Но как появился этот номер? Кто это придумал и зачем? Всё очень просто. По новой системе нумерации, начавшейся с вагонов как раз этой модели, первые две цифры номера обозначают модель, являясь последними двумя цифрами обозначения модели (до точки, без модификации). То есть у вагонов 81-765/766/767 "Москва" головные моторные вагоны 65ххх, промежуточные моторные 66ххх, промежуточные безмоторные 67ххх. Первые две шестёрки уже есть, осталось пронумеровать 666-й промежуточный моторный вагон. Это не значит, что он 666-й по счёту, это заранее выделенная серия номеров для модификации .4. И лучше не надо пытаться искать скрытый смысл в том, что вагон 66666 работает в депо ТЧ-13, и к тому же, на красной линии. Так просто получилось.
В других городах тоже есть свои вагоны с красивыми номерами. Например:
3333 и 4444 — разные вагоны в Праге. Там же раньше был вагон 2222.
7777 и 8888 — Санкт-Петербург, "Номерные", промежуточный и головной соответственно. Оба работают в ТЧ-6 "Выборгское", ездят по второй линии, Московско-Петроградской.
9999 — промежуточный "Номерной" в Ереване, но он, скорее всего, не работает.
И после пяти шестёрок, напоследок, пять единичек:
11111 — 81-714.5 (промежуточный "Номерной") в Баку. Думаю, красиво смотрится номер в виде пяти объёмных палочек на кузове вагона.
Номер вагону присваивается с завода. И практически никогда вагоны не перенумеровывают, если говорить про Москву или даже про другие метрополитены России. А, к примеру, в Праге, вагон 2222 потерял свой красивый номер из-за перенумерации.
Если интересно, поставьте палец вверх и подпишитесь на канал.