Найти тему
Невероятные Механизмы

Почти позабытый ионолет Северского расправляет крылья

Возможно, что первым, кто попробовал как-то применить известное с XVIIIвека явление электрогидродинамического эффекта (разумеется такое название он получил только в ХХ-ом, да и то во второй половине) или «ионного ветра», был Томас Браун. В 1927 году он, экспериментируя с рентгеновскими трубками отметил снижение веса прибора при его включении. На это своем открытии он даже запатентовал «гравитатор».

Александр Николаевич Прокофьев-Северский
Александр Николаевич Прокофьев-Северский

Но все же более-менее серьезно этим эффектом и его возможным применением начали заниматься только в 60-х годах ХХ века. Это был американец русского происхождения Александр Прокофьев-Северский. У него еще с 1916 имелся опыт в постройке воздухоплавательной техники, да и в дальнейшем, уже в эмиграции, он основал несколько компаний авиационной направленности: «Seversky Aero Corp», разорившуюся в годы Великой депрессии, и «Seversky Aircraft Corp.», которая создала «Republic P-47 Thunderbolt», самый массовый американский истребитель Второй мировой войны.

Одна из действующих моделей изобретателя
Одна из действующих моделей изобретателя

И вот именно в так хорошо знакомую сферу Северский и решил внедрить «ионный ветер». Кстати, именно ему принадлежит звание отца термина «ионолет», описание физики и базовых принципов технологии ЭГД.

Чертеж ионолета из патента Ionocraft US 3130945 A
Чертеж ионолета из патента Ionocraft US 3130945 A

Принцип работы ионолета в том, что отрицательно заряженный анод передает заряды частицам воздуха – ионам. Ионы притягиваются к положительно заряженному катоду, а по пути, сталкиваясь с молекулами воздуха, отталкивают их. Так и получается ионный ветер. Ионолет словно бы парит в воздухе. Александр Николаевич в своей лаборатории построил несколько моделей, которые питались от внешнего источника питания, и после их испытаний, пришел к мнению – эта технология вполне жизнеспособна.

Испытания и мечты
Испытания и мечты

Главной проблемой являлась в необходимой мощности на аноде и катоде. Если с маленькими моделями в лаборатории все было хорошо, то большие аппараты требовали много большего. А в 60-е годы даже просто разместить источник питания на борту аппарата технологически не получалось. Именно этот фактор и привел к тому, что про ионолеты постепенно стали забывать.

Момент испытаний модели
Момент испытаний модели

Но все же эта идея была в свое время настолько популярной в мире, что многие страны, включая Советский Союз, разрабатывали проекты таких летательных аппаратов.

Летайте ионолетами Аэрофлота!
Летайте ионолетами Аэрофлота!

Сегодня разработками аппаратов на ионной тяге занимаются ученые MIT (Массачусетский Технологический университет). Опыты подтвердили: ионная тяга на самом деле эффективней современных самолетных двигателей. Тяга турбореактивного двигателя равна 2 H на киловатт мощности, а ионный двигатель может выдавать 110 Н на киловатт!

Видео с Youtube-канала Meduza

Исследования и разработки привели к созданию первого ионолета с «внутренним» источником питания. Аппарат имеет размах крыльев пять метров, весит три кг, максимальную скорость в одиннадцать км/ч и время полета несколько минут.

Если вам понравился материал, пожалуйста, ставьте лайки и подписывайтесь на канал. Это не сложно и бесплатно, но очень важно для развития "НМ". Спасибо, что вы с нами!
Наука
7 млн интересуются