Возможно, что первым, кто попробовал как-то применить известное с XVIIIвека явление электрогидродинамического эффекта (разумеется такое название он получил только в ХХ-ом, да и то во второй половине) или «ионного ветра», был Томас Браун. В 1927 году он, экспериментируя с рентгеновскими трубками отметил снижение веса прибора при его включении. На это своем открытии он даже запатентовал «гравитатор».
Но все же более-менее серьезно этим эффектом и его возможным применением начали заниматься только в 60-х годах ХХ века. Это был американец русского происхождения Александр Прокофьев-Северский. У него еще с 1916 имелся опыт в постройке воздухоплавательной техники, да и в дальнейшем, уже в эмиграции, он основал несколько компаний авиационной направленности: «Seversky Aero Corp», разорившуюся в годы Великой депрессии, и «Seversky Aircraft Corp.», которая создала «Republic P-47 Thunderbolt», самый массовый американский истребитель Второй мировой войны.
И вот именно в так хорошо знакомую сферу Северский и решил внедрить «ионный ветер». Кстати, именно ему принадлежит звание отца термина «ионолет», описание физики и базовых принципов технологии ЭГД.
Принцип работы ионолета в том, что отрицательно заряженный анод передает заряды частицам воздуха – ионам. Ионы притягиваются к положительно заряженному катоду, а по пути, сталкиваясь с молекулами воздуха, отталкивают их. Так и получается ионный ветер. Ионолет словно бы парит в воздухе. Александр Николаевич в своей лаборатории построил несколько моделей, которые питались от внешнего источника питания, и после их испытаний, пришел к мнению – эта технология вполне жизнеспособна.
Главной проблемой являлась в необходимой мощности на аноде и катоде. Если с маленькими моделями в лаборатории все было хорошо, то большие аппараты требовали много большего. А в 60-е годы даже просто разместить источник питания на борту аппарата технологически не получалось. Именно этот фактор и привел к тому, что про ионолеты постепенно стали забывать.
Но все же эта идея была в свое время настолько популярной в мире, что многие страны, включая Советский Союз, разрабатывали проекты таких летательных аппаратов.
Сегодня разработками аппаратов на ионной тяге занимаются ученые MIT (Массачусетский Технологический университет). Опыты подтвердили: ионная тяга на самом деле эффективней современных самолетных двигателей. Тяга турбореактивного двигателя равна 2 H на киловатт мощности, а ионный двигатель может выдавать 110 Н на киловатт!
Видео с Youtube-канала Meduza
Исследования и разработки привели к созданию первого ионолета с «внутренним» источником питания. Аппарат имеет размах крыльев пять метров, весит три кг, максимальную скорость в одиннадцать км/ч и время полета несколько минут.
Если вам понравился материал, пожалуйста, ставьте лайки и подписывайтесь на канал. Это не сложно и бесплатно, но очень важно для развития "НМ". Спасибо, что вы с нами!